Ольга Шишанова На днях в Алматы выкопали и похитили 13 елей. Молодые деревца накануне высадили вдоль берега реки Султан Карасу по инициативе городских властей. Ущерб составил более полумиллиона тенге
Похоже, что воровство хвойных деревьев перед наступающими новогодними праздниками становится все более популярным. Поскольку в республике уже несколько лет существует официальный запрет на разреженную вырубку сосен и елей, злоумышленники быстро приспособились не спиливать, а теперь уже выкапывать хвойные, учитывая, что каждый подращенный саженец обходится не менее чем в 40 тысяч тенге. Однако это похищенное таким образом дерево в лучшем случае может быть кем-то куплено и где-то высажено. В противном случае ежегодно дважды в год - весной и поздней осенью - они пополняют десятки деревьев, выставленных на продажу во дворах строительных супермаркетов. А затем - на городских свалках. Мало того что за ними не существует никакого ухода, что резко снижает на них покупательский спрос, так на это еще и расходуются бюджетные деньги. Не случайно руководство компании-подрядчика, которая занималась высадкой выкопанных хвойных в Алматы, выразило обеспокоенность судьбой остальных двухсот деревьев, в том числе и лиственных, которые были высажены одновременно с похищенными. Как заявил ее директор, “мы деревья высаживаем для населения, и такой акт вандализма нас очень смущает, поэтому необходимо принять должные меры”.
Впрочем, сказать, что хвойные браконьеры совсем уж решили заняться только выкапыванием и продажей елей и сосен, было бы неправильно. Хвойные деревья накануне новогодних праздников по-прежнему нуждаются в защите, потому что спилить и украсить свой личный праздник городским деревом охотников хватает до сих пор. Вот только довести дело до наказания браконьера по-прежнему трудно, несмотря на статью 292, часть II УК РК. Например, в городе Уральске так была спилена ель перед зданием городского загса. Злоумышленником оказалась женщина, которая совершила преступление, будучи в нетрезвом состоянии, а отделалась после всего лишь штрафом в 30 тысяч тенге. Даже дело, которое было полюбовно закрыто до суда, оказалось возбуждено полицией по статье 175, часть I УК РК “Кража”, а вовсе никак не было связано с “еловой проблемой”. Любопытно, что в соседней России накануне новогодних праздников излишнее рвение в “еловом” промысле проявляют даже подростки. Например, в Самаре двое школьников - девочка 16 лет и мальчик 11 лет - умудрились поздним вечером спилить две молодые елочки прямо на городской набережной, а в городе Амурске двое молодых парней выдернули три ели из новогоднего дерева, украшавшего городскую площадь, заявив при этом, что “украли по заказу”. Неделю назад в США, в штате Флорида, злоумышленники пошли еще дальше и угнали две фуры почти с тысячей рождественских елей. Ущерб оценивается в 35 тысяч долларов. Что касается Астаны, то вот уже несколько лет незаконной вырубки столичных сосен и елей замечено не было, а в городе традиционно устанавливаются искусственные хвойные. Так, в нынешнем году главная елка страны, высота которой 25 метров, расположилась на территории ледового городка у ТРЦ “Хан-Шатыр”, не забыты и ледовые городки, катки и корты в других районах города, которых на территории Астаны к новогодним праздникам будет открыто, как пообещали городские власти, не менее двенадцати. Кроме того, столицу украсят инсталляции “Морозные узоры” в виде световых снежинок, “Новогодние часы” - со светящимся циферблатом и пушистой еловой хвоей, яркие большие цифры наступающего года со световым оформлением, стилизованные елки с игрушками, снежные шары и тумбы, новогодний фонарь с резными елками и еловые световые арки на Водно-зеленом бульваре. Если кому-то все-таки захочется приобрести настоящую хвойную красавицу, то она обойдется в среднем от трех до десяти тысяч тенге. Причем продажа “вживую” и через интернет будет осуществляться в едином ценовом диапазоне, в то время как в прошлом году по интернету живое хвойное дерево можно было купить на тысячу тенге дешевле.
Астана |