|
Мадина Меирманова Казахстан вновь прошелся частым гребнем по бюджетным расходам. Слишком большие планы, слишком широкие траты, слишком хорошая жизнь... Все стало “очень слишком” на фоне мирового кризиса и откликнувшихся у нас экономических катаклизмов
За последнее десятилетие Казахстан, кажется, уже привык резать свои бюджетные расходы. В разные годы, правда, их называли по-разному. Особенно в первый кризисный - 2007-й. Тогда, как и последующие пару лет, это называли “уточнением бюджета” или, в лучшем случае, “оптимизацией”. Власти категорически отшаркивались от слова “секвестр”, хотя именно он и происходил: под нож попадали практически все статьи бюджетных расходов. Единственное золотое правило, которое начало действовать в те времена и продолжается сейчас, - не трогать социалку. Если быть точнее, то социалку не трогают не всю, а лишь в той части, что касается зарплат, пенсий и соцпособий. Затраты на образование и здравоохранение, которые также являются частью социальных обязательств, периодически попадали под нож. Но, как правило, сокращались расходы на создание новых объектов или замораживалось финансирование только начавшегося строительства. До лучших времен. Пытаясь сдержать падение, власти вынуждены были в 2008 году распечатать средства Национального фонда, выделив из него 10 миллиардов долларов на борьбу с финансовым кризисом. Часть денег пошла на спасение от банкротства четырех банков, часть была пущена на поддержку строительной отрасли, остальные - на инфраструктурные проекты и АПК. Тогда предполагалось, что сразу после окончания кризиса выделенные деньги вернутся обратно в фонд - выделялись же они через программы кредитования. Но кризис закончился, а денег не стало. В 2013 году об этом сообщил лично президент: “Деньги Национального фонда просить и расходовать легко. Деньги, которые были выделены, - 10 миллиардов на тот кризис, до сих пор их не видели, они исчезли, нет возврата”. После этого заявления правительство поднапряглось и начало рапортовать о постепенном возврате миллиардов. Но потом, естественно, эта тема тихо сошла на нет.
И вот новый кризис. Почти год деньги Нацфонда использовались сразу на несколько направлений: ежегодные трансферты в бюджет, целевые расходы на проекты по программе “Нурлы жол” и сдерживание падения тенге. Последнее и принесло наибольшие убытки “подушке безопасности”. С начала года потери составили почти 10 миллиардов долларов (или 12,7 процента). Впрочем, восемь миллиардов из них - запланированные трансферты. Такие существенные потери фонд нес только в 2009 году - в самый пик прошлого мирового кризиса, который, как известно, обошел Казахстан стороной, оставив нам лишь “влияние и последствия”. В нынешний раз власти признали - кризис у нас есть. И еще какой. Едва ли не сильнейший с 90-х годов. Причина его, впрочем, не только и не столько в снижении цен на сырьевые товары, сколько в чрезмерной зависимости нашей экономики от российского соседа и столь же чрезмерно затянувшихся попыток наших властей сдержать падение национальной валюты. Это окончательно сгубило нашу несырьевую экономику: население просто переключилось на покупку дешевого российского и белорусского импорта. В итоге несырьевой бюджет теряет огромные средства в виде налогов. Общее снижение поступлений составляет 66,5 миллиарда тенге. Поскольку именно из этой части бюджета оплачиваются все обязательства государства, властям пришлось срочно сокращать всю несоциалку. А заодно уточнять макроэкономические показатели в целом, чтобы избежать некрасивой статистики по потерям. Прогноз реального роста ВВП снижен с 1,5 процента до 1,2 процента, прогнозный коридор по уровню инфляции в 2015 году расширен с 6-8 до 8-10 процентов. Это дает возможность “списать” 38,3 миллиарда тенге. А за счет отказа от ряда проектов (которые пока не начались или их можно заморозить) уменьшается размер целевого трансферта из Национального фонда - 28,2 миллиарда тенге. Интересно, что правительство, списав деньги, не исключает возможности вновь увеличить расходы: если президент поручит. “Хотел заранее обратиться к вам с просьбой, - сказал премьер-министр Карим Масимов, выступая перед депутатами парламента. - Во время расширенного заседания правительства глава государства сказал, что до конца текущего года он выступит с очередным Посланием народу Казахстана, и, возможно, в этом Послании, если такое будет, потребуются какие-то изменения в бюджетном процессе для того, чтобы исполнить поручения. В этом случае мы, наверное, обратимся к вам с какими-то корректировками в бюджет, которые будут вытекать из Послания президента нашей страны”. Но, скорее всего, речь уже пойдет о поправках в только что принятый бюджет на 2016 год. Он тоже весьма экономный. Вот только до конца года остается всего месяц, и вряд ли правительственные бухгалтеры смогут четко просчитать, а экономисты взвесить все риски и качественность планирования новых поручений. А это значит только одно - через несколько месяцев мы сможем лицезреть очередную партию критики о некачественном планировании и некачественном исполнении бюджетных денег. Впрочем, при такой скорости ошибиться на миллиард-другой немудрено.
Астана |