|
Дина Касымова Дотировать хлеб в Казахстане, по всей видимости, больше не будут. Понятно, что народ воспринял новость в штыки. Потому что наступил кризис, и любой намек на то, что жить станет еще сложнее, просто пугает. Но, быть может, положительный эффект от этой меры действительно поможет стране?
Министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков привел цифры, которые заставляют задуматься. Субсидии, позволявшие удерживать цены на хлеб, ежегодно составляли 6-8 миллиардов тенге, а иногда доходили и до 12-15 миллиардов. При этом если сегодня сделать хлеб дешевым только для социально уязвимых групп населения (через адресные пособия), то бюджету это обойдется почти в десять раз дешевле, подчеркивает министр. Так ли страшна отмена госсубсидий на хлеб? Посмотрим на примере бензина. В начале сентября Казахстан отпустил цены на горюче-смазочные материалы. Это произошло вскоре после отправки в “свободное плавание” национальной валюты и вызвало определенный ажиотаж. Причем не только среди автолюбителей. Люди полагали, что рост цен на бензин приведет к подорожанию буквально всего, как это обычно у нас и бывает. И бензин действительно дорожал... несколько дней на почве ажиотажа. А потом его цена стабилизировалась. Что же мы видим сегодня? Самый “ходовой” бензин АИ-92 вырос в цене со 108 до 128 тенге за литр. И держится на этом уровне, несмотря на пугающие прогнозы, что его цена может достичь 200 тенге. Цена 128 сбалансирована рынком, она отражает реальные спрос и предложение, а также цену на нефть на мировых рынках сегодня. Конечно, когда цены на нефть пойдут вверх (будем надеяться, что это когда-нибудь произойдет), то и топливо подорожает. Но тогда и уровень жизни в нашей стране будет выше. Так что ничего страшного на самом деле не произошло. Большинство казахстанцев продолжают заправляться этим же бензином, а некоторые (для кого это действительно принципиально) переводят свой транспорт на газ. И это, согласитесь, очень хорошая тенденция для экологии, ведь выбросы от сжигания газа намного предпочтительнее бензиновых выхлопов. К слову, о газе. Знаете, чем славится Актау? В первую очередь, наверное, морем, ведь это единственный в стране город на самом берегу. Вторая достопримечательность - невероятно дешевое такси. Таксисты в этом и замечательном городе сильно конкурируют друг с другом. Они не только готовы отвезти пассажира в любую точку города за смешные для большинства городов Казахстана деньги (200-300 тенге), но и в течение двух-трех минут подают машину к подъезду и довозят тоже до самого подъезда. В чем секрет актауского такси? Совершенно верно - в том, что эти машины заправляют газом. Так что переход на газ - отличная идея не только в плане заботы об экологии. Это понимают и власти Алматы, поэтому общественный транспорт мегаполиса также переводят на голубое топливо. Но вернемся к ценам на бензин. В течение многих лет государство тратило миллионы на поддержку стабильной цены на ГСМ. Помогли ли эти деньги нашей нефтеперерабатывающей отрасли? Позволили ли совершить реальный инновационный прорыв, который бы вытянул Казахстан из ямы сырьевой зависимости? Нет. Модернизация отечественных нефтеперерабатывающих заводов продолжается уже много лет. Нам обещают, что Казахстан вот-вот начнет производить высококачественное топливо, отвечающее современным экологическим нормам. Но пока этого не произошло. Нам много говорили о блестящем нефтехимическом будущем страны, о глубокой переработке углеводородов, о том, что продукция нефтехимической отрасли будет поставляться на экспорт. Но этого нет. Помогли ли субсидии казахстанской экономике? Очевидно, что нет. Возможно, они помогли отдельным посредникам, перехватчикам дотационного топлива, спекулянтам, а также проверяющим, закрывавшим на это глаза. Но для бизнеса, молодого и еще недостаточно сильного, эти меры были очень мощным сдерживающим фактором. Может, именно из-за того, что эти миллиарды тенге неизвестно где осели, у нас и нет развитой нефтехимической отрасли и глубокой переработки. А если бы нефтепереработчикам давно позволили зарабатывать на справедливой цене на бензин, то и экономика сегодня не оказалась бы в такой сложной ситуации. К слову, министр сельского хозяйства намекнул, что и с субсидированным хлебом не обошлось без коррупционных схем. По его словам, выявлены случаи, когда удешевленная мука и пшеница попадали на рынок и продавались по обычным ценам, вместо того чтобы быть переработанными для дешевого хлеба.
Так, может, не стоит вкладывать государственные миллиарды и в хлеб? Государство обязано поддерживать социально незащищенные слои, и именно для них будут предложены пособия, компенсирующие повышение цен на хлебобулочные изделия. Всем остальным нужно привыкнуть к мысли, что булка хлеба может стоить 200-300 тенге. Ради чего? Ради развития экономики страны. Свободный рынок приводит к усилению бизнеса, который создает рабочие места и платит налоги. Но даже не это главное. Успешный бизнес дает мультипликативный эффект, подтягивая за собой смежные отрасли, создавая платежеспособный спрос. А все это поднимает страну в целом. “Тучные” годы уже вряд ли повторятся. Если в начале нулевых чиновники говорили о необходимости диверсификации экономики, развития инновационных отраслей, поддержке бизнеса, то сейчас время не говорить, а действовать. Потому что ничего другого нам не остается. Или у нас будут сильный бизнес и развитое производство, или не будет ничего. Бизнес, реальное производство, формирование продовольственной безопасности - это те приоритеты, которые невозможно игнорировать в период кризиса. Это спасательные круги на тонущем корабле. Чем их будет больше, тем больше шансов спастись. При этом, конечно, как говорит президент, урезать бюджет нужно по всем направлениям, кроме социальных обязательств государства. Отказ от субсидий и отмена ограничений по стоимости буханки хлеба должны сопровождаться адекватным ростом пособий и пенсий. Потому что в стране есть тысячи людей, для которых хлеб составляет основу рациона, и им реально грозит голод в случае повышения цен на него в пять раз. Компенсации для них должны быть соразмерными. |