|
Айгуль Жилкишина Все мы помним Женю Лукашина из “Иронии судьбы, или С легким паром”, который алкоголю предпочитал кефир и напиток “Байкал”. Никому и в голову не могло прийти, что популярный в советскую эпоху шипучий коктейль может навредить здоровью. Это был энергетический напиток, в состав которого входил экстракт элеутерококка. Во времена СССР кроме “Байкала” популярен был также тонизирующий напиток “Саяны”, содержащий экстракт левзеи в оригинальной рецептуре, а в Грузинской ССР производили энергетик “Бахмар”. Но в последние год-два ни один пищевой продукт не вызывает такого ажиотажа, как БТН - безалкогольные тонизирующие напитки. Они составляют от одного до трех процентов от всех продуктов, употребляемых нами, но вызывают много дискуссий. На пространстве Таможенного союза производителям ставятся торговые барьеры, а на законодательном уровне готовят запретительные меры. А если воду, то есть энергетики, льют на мельницу, значит, кому-то это нужно
Исследование Европейского агентства по безопасности пищи EFSA (European Food Safety Authority), опубликованное в январе 2015 года, показало, что употребление кофеина до 400 миллиграммов в день не представляет проблемы для всех, кроме беременных (их доза - до 200 миллиграммов в день). Главный эмоциональный посыл - тонизирующие напитки содержат кофеин и могут вызывать привыкание к ним. Начнем с того, что кофеин - это самое подробно изученное биологически психоактивное вещество и разрешенный психостимулятор. Он содержится в некоторых продуктах, которые доступны всем посетителям магазинов. Например, в одной банке (250 миллилитров) энерготоника Red Bull содержится 80 миллилитров кофеина - ровно столько же, сколько в одной чашке кофе. Кстати, этот напиток изначально был создан для дальнобойщиков. А вообще, концентрация кофеина в любимом нами кофе больше, чем в тонизирующих напитках. Все слухи о БТН не должны быть единственным источником информации для пользователей интернета, решили представители Ассоциации производителей безалкогольных напитков РК и провели круглый стол “Мифы о безалкогольных тонизирующих напитках”. В числе участников был профессор Константин Эллер, руководитель лаборатории аналитических методов исследования Института питания РАМН. Он является также одним из разработчиков ГОСТов пищепрома РФ, поэтому все данные и комментарии были, что называется, из первых рук. И тех, кто полагает, что в этом споре все производители будут “за” употребление тонизирующих напитков, а все диетологи и медики “против”, могу разочаровать. Эксперты расставили точки над “i”, чтобы защитить интересы отечественных производителей (а также стран ТС, Таджикистана, Кыргызстана), но и потребителей - каждый имеет право выбора: кофе, чай или БТН. В августе 2013 года вышло постановление № 12 главного государственного санитарного врача РК “О запрете реализации напитков, содержащих тонизирующие компоненты”. Согласно документу БТН, которые не крепче кофе, запретили продавать в школах и вузах, организациях здравоохранения и местах проведения культурно-массовых мероприятий с участием подростков и молодежи. Но главное то, что сейчас готовится законопроект по ограничению БТН, а ведь любое регулирование должно основываться на научных данных. К слову, за последние годы в Госдуму РФ были внесены шесть законопроектов, ограничивающих БТН, но ни один из них не был принят даже в первом чтении, так как все получили отрицательный отзыв правительства РФ по причине отсутствия данных об отрицательном воздействии на здоровье человека.
Обычный продукт питания Что входит в состав БТН? Основным тонизирующим компонентом является кофеин, а кроме того, в их состав входят аминокислоты таурин и L-карнитин, пять витаминов группы “В” и гликуронанактон. По сути, БТН - стимулятор витаминного и энергетического обмена, от него быстрее выделяется энергия. Стоит также отметить, что таурин содержится в детском питании, а гликуронанактон способствует выведению продуктов метаболизма из организма. Опыты с БТН на животных (и при длительном применении) показали, что этот класс напитков безвреден, не вызывают привыкания или толерантности (желания постоянно увеличивать дозу). Исследование Европейского агентства по безопасности пищи EFSA (European Food Safety Authority), опубликованное в январе 2015 года, показало, что употребление кофеина до 400 миллиграммов в день не представляет проблемы для всех, кроме беременных (их доза - до 200 миллиграммов в день). Кроме того, однократные дозы кофеина до 200 миллиграммов не приводят к клинически значимым изменениям давления, не наблюдается влияния на кровоснабжения сердца, водно-солевой обмен и температуру организма. Тогда отчего курсируют слухи? Александр Паталаха, член правления Российского союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод, соков полагает, что репутацию БТН испортили алкоэнергетики, запрещенные во многих странах. В состав этих напитков входят не только тонизирующие компоненты, но и алкоголь. Поэтому подростки, потребляющие содержащие алкоголь энергетические напитки, не покупают водку, а это бьет по карману алкогольного лобби. И для роста продаж производители крепких спиртных напитков начали популярные сейчас “информационные атаки”. И в данном случае БТН попали под раздачу - удачные метафоры “тонизирующий”, “энергетический” (как маркетинговый ход) сыграли свою роль. Принято считать, что основными потребителями БТН являются школьники и студенты, но исследования ВЦИОМ РФ показали, что лишь 10 процентов подростков употребляют тоники. А основная целевая группа этого продукта - мужчины от 25 до 50 лет, в частности сотрудники сферы IT, телекомпаний, водители, а также хирурги (особенно во время ночных дежурств). Таким образом, это та категория профессионалов, кому необходима высокая концентрация внимания на рабочем месте. Кроме того, действует “принцип разумной предосторожности” ВОЗ по отношению к ГМО и БТН. Этот класс напитков - относительно новый продукт, а все новое вызывает у потребителей поначалу отторжение. Из истории мы помним, что люди не сразу привыкли к кофе, картофелю, томатам, которые какое-то время считались вредными продуктами. А против кофе даже вели войну, считая его ядом. Мы же полагаем, что, выбирая, что нам есть и пить, следует думать об особенностях и потребностях своего организма, соблюдая во всем меру.
Промышленный запуск БТН начался в 1987 году. В ту пору продавались сотни наименований, теперь остались десятки, такие как Strike, Dynamite, Burn, Red Bull, Bullit, Non-Stop., Flash Energy. Сейчас тонизирующие напитки продают в 160 странах мира, от их употребления отказались в Уругвае (по санитарно-правовым нормам) и в странах Африки (по причинам различий в законодательстве). В Казахстане тонизирующие напитки начали продавать в 2007 году. К 2013-му объем продаж возрос и составил около 25 миллионов литров, но к 2015-му они снизились из-за негативной информации о тониках. К слову, ряд производителей отказались производить тонизирующие напитки по этой же причине. Эксперты заявляют, что в РК 274 предприятия выпускают безалкогольные напитки (в их числе и БТН), все они соответствуют принятым ГОСТам в пищевой промышленности.
|