Ольга Шишанова Эксперты теряются в догадках, высказываясь в отношении будущих цен на бензин в республике. Кто-то обещает удорожание ГСМ лишь на пять тенге, а кто-то предрекает повышение не меньше чем на 20 процентов
Напомним, с 25 ноября, согласно постановлению правительства РК от 15 ноября текущего года, в Казахстане должны подняться более чем в два раза акцизы на бензин. Любопытно, что все чаще при этом за последние несколько дней чиновники ссылаются на поставки топлива из России, которые, согласно официальным статданным, присутствуют на казахстанском рынке в количестве более чем 30 процентов. Из-за чего, собственно, и пришлось отправить в свободное плавание сначала тенге, а потом и бензин. Этой версии придерживается и некоторая часть экспертов, правда, все равно недоумевая по поводу роста цен на топливо при снижении расценок на нефть. Достаточно вспомнить, что год назад, в августе прошлого года, бензин марки А-92 стоил 125-128 тенге, а нефть - 102 доллара за баррель. Однако сегодня цена барреля нефти колеблется от 40 до 45 долларов, в то время как бензин этой же марки поднялся с начала сентября до 130 тенге за литр. Как говорят экономисты, “цена должна была упасть, а она, наоборот, растет. А значит, точно прогнозировать рост цены на бензин в связи с ростом акцизов невозможно”. Тем более что “в Казахстане не действуют рыночные правила ценообразования”. И на сегодня ситуация пока такова, что “при текущих ценах и при текущей стоимости доллара ориентировочная цена бензина ожидается примерно 180 тенге за литр”. Если же стоимость рубля, а значит, и российского бензина, согласно мнению части экспертов, будет расти, то цена за литр бензина марки А-92 может составить свыше 220 тенге. А вот, по мнению других специалистов, значительного роста цен на бензин не ожидается. Поскольку “согласно официальной структуре цены на топливо стоимость нефти составляет в ней 60 процентов. Еще 19 приходится на переработку и транспортировку. Налоги, в которые входят и выросшие акцизы, и НДС, и прочие сборы, занимают около 15 процентов”. Таким образом, исходя из всех этих данных акцизы не должны превышать пяти процентов от цены. По мнению третьей группы прогнозистов, мало того что после 25 ноября акцизные ставки взлетят на новую высоту, что заставит владельцев автозаправок переписать ценники, приписав к ним примерно 7-10 тенге за литр, через несколько месяцев, а возможно, и раньше, цены на бензин могут “зашкалить” за 200-400 тенге. Причина банальна - непостоянство ситуации на валютном рынке, которая с некоторых пор сказывается и на Казахстане. Ситуация усугубляется, говорят специалисты, тем, что казахстанские НПЗ, несмотря на постоянные финансовые вливания, никак не могут заработать в полную силу, что, естественно, ведет к дефициту горючего внутри страны.
Астана |