|
Ольга Шишанова, Алан Байтенов Последние несколько дней в Казахстане усиленно подогреваются слухи о серьезном повышении цен на топливо. Как это принято сегодня, сеть и пространство вокруг нее волнуется с явной долей паники. Мы встречаем даже такие высказывания - цены на ГСМ могут подняться на целых 133 процента!
Причиной такого поведения является новость о повышении акцизов на бензин с 25 ноября с 4,5 тысячи тенге до 10,5 тысячи тенге за тонну. Здесь некоторые комментаторы событий и нашли те самые 133 процента роста. Но, учитывая нестабильность ситуации, все вылилось в панику и заявления в виде “Держитесь, соотечественники, бензин будет стоить 350-400 тенге!”. Мол, 133 процента “хочет” прибавить своему весу отдельный литр топлива! Кому выгодно такое положение, неизвестно. Да, подорожание возможно, но, наш взгляд, незначительное - акциз считается на тонну. Тем самым разницу также надо “размазать” тонну. И предположить, что стоимость бензина если и поднимется, то только в пределах 4-6 тенге за литр. Пока что не смертельно. Этой же позиции придерживаются и депутаты: “Мне на телефон поступила вот эта информация (поднимаются акцизы на бензин. - “НП”), больше я ничего не знаю. Я созвонился с двумя заместителями министра и с начальником департамента (профильного министерства. - “НП”). Однако точного ответа получить не удалось. Поэтому просто так, догадками, не корректно комментировать в этой ситуации”, - ответил Ахмед Мурадов, депутат мажилиса парламента Республики Казахстан, на вопрос о более чем стопроцентном повышении цен на бензин в ближайшее время. Однако наш спикер добавил: “Думаю, вряд ли что мы узнаем до завтрашнего утра. Я тут одного поставщика ГСМ спросил, что это такое, он говорит - ну хорошо, теперь будем возить российский бензин”. Тем самым предположив, что в случае повышения акцизов на бензин российский продукт станет привлекательнее для оптовых покупателей. Впрочем, все пока на уровне догадок - в ближайшее время мы ожидаем официального прояснения от представителей профильных министерств. Паника относительно повышения цен на бензин объяснима. Разговоры о росте цен на ГСМ повторяются с периодичностью до двух раз в год. Первый раз - накануне посевной, второй раз - перед началом уборочной страды. Любопытно, что в последние годы на это не влияет даже субсидирование ГСМ по льготной цене для аграриев - цена на топливо в Казахстане упорно и с завидным постоянством ползет вверх. Еще одна народная примета, связанная с повышением цен на энергоносители, заключается в последующем повышении цен практически на все товары народного потребления, в том числе и на товары первой необходимости. Поэтому не случайно, что нынешней осенью все ждут существенного роста цен и на топливо в том числе - колебания курса валюты и рост цен на ГСМ сильно связаны. Да, цена на нефть низка, однако цену на бензин неизбежно поднимет слабость тенге. Долларовый эквивалент никто не отменял. Все в ожидании, и любая новость, хоть косвенно касающаяся темы ГСМ, провоцирует волну паники. И вывод один - цена за литр горючки обязательно взлетит. Как бы ни было, мы выступаем за честную цену. Цену на бензин, хлеб, любой товар должен определять рынок. Иначе с тем же бензином проблем не избежать - как только появится разница в цене и дилер увидит возможность продавать на внешний рынок, Казахстан тут же испытает топливный кризис. Уже сейчас идет разрыв по цене - стоимость литра бензина в Российской Федерации не первый год держится на уровне 33-35 рублей, что на сегодняшний день составляет примерно 165 тенге. И чтобы обезопасить себя, очередное повышение просто неизбежно. Добавим, что сегодня стоимость литра бензина марки АИ-92 доходит в крупных городах до 130 тенге за литр, стоимость АИ-95 - до 150 тенге за литр.
Между тем объяснить понижение цен на нефть и одновременный рост стоимости бензина в республике публичным экспертам становится все труднее. Они путаются в показаниях. Сначала причину искали в необходимости реконструкции нефтеперерабатывающих заводов, которые из года в год требуют привлечения немалых сумм. Однако, как показала практика, такие ремонты имеют свойство затягиваться, в то время как финансирование на такие проекты никогда не останавливается. Затем ссылались на мазут, сезонные пошлины на экспорт которого вводятся ежегодно с началом отопительного сезона, что, может, и приводит к уменьшению его стоимости на внутреннем рынке Казахстана, компенсировать которую призвано вроде все то же поднятие сезонных цен на ГСМ. Не забыты оказались и технологические причины. По некоторым данным, в Казахстане нет возможности выпуска бензина АИ-92 без применения импортных присадок, которые после валютного скачка, понятно, станут дороже, и никто пока не знает, на сколько именно. А значит - простор для фантазии в области ценовой политики в этом направлении обеспечен.
Астана
|