|
Алла Иванилова По мнению зарубежных экспертов, ситуацию с аварийностью на казахстанских дорогах можно улучшить - для этого лишь необходима воля правительства. Однако пока чиновники предпочитают констатировать ужасающие цифры, согласно которым мы догоняем по смертности в ДТП страны Африки
Вчера в мажилисе парламента обсудили вопросы совершенствования законодательства в сфере дорожного движения. Парламентариями от фракции “Народные коммунисты” внесены очередные поправки в Закон “О дорожном движении”. Напомним, что корректировки в это законодательство вносились в прошлом году, однако, как показала практика, они недостаточны. На сегодняшний день уже проведено семь заседаний рабочей группы, и от депутатов поступило 127 поправок. Не исключено, что Закон “О дорожном движении” поменяет свое название, поскольку его миссия будет расширена.
Ну а пока чиновники констатируют - по сравнению с прошлым годом количество дорожно-транспортных происшествий снизилось. Так, в 2014 году на дорогах республики зарегистрировано 20 378 ДТП, в которых погибли 2585 человек и получили ранения 25 942. За девять месяцев текущего года произошло почти 14 тысяч аварий, унесших жизни свыше 1700 казахстанцев и искалечивших более 17 тысяч. Однако по международным оценкам, Казахстан все еще относится к странам с высоким риском ДТП и смертности на дорогах. И этому, по словам первого заместителя председателя комитета административной полиции Министерства внутренних дел Алибека Кениспаева, предшествует ряд факторов. В первую очередь, продолжающийся ускоренными темпами рост автопарка страны. Только за прошлый год количество автотранспорта увеличилось на 440 тысяч единиц, а уже за 9 месяцев текущего года на учет поставлено 260 тысяч. На сегодняшний день количество автотранспорта страны составляет почти 4,5 миллиона машин. То есть за последние пять лет автопарк республики увеличился в два раза. Как следствие, это приводит к увеличению дорожно-транспортных происшествий на дорогах, развитие инфраструктуры которых значительно отстает. И хотя сейчас ведется активное строительство дорог, улучшается качество, но не меняются их геометрические параметры. Проезжая часть большинства загородных трасс обеспечивает двухполосное движение - каждый третий погибает на загородных трассах. Аналогичная ситуация в городах, где транспортное планирование осуществлялось еще в советское время. Практически 90 процентов сложных пересечений городских и магистральных улиц выполнено в одном уровне, а это потенциально аварийные участки. Сегодня остро стоит проблема пешеходных переходов, каждый третий погибший в ДТП - это пешеход. Более половины происшествий с их участием связано с отсутствием пешеходных переходов, поэтому зачастую люди вынуждены переходить дороги в неустановленных местах. В правительстве, изучив международный опыт, пришли к выводу, что именно отсутствие должной дорожной инфраструктуры в стране приводит к росту ДТП. При этом самой показательной является трасса Астана - Боровое, где смертность на шестиполосной дороге с разделительными барьерами низкая. Именно такие дороги необходимо строить в республике, считают в МВД. Однако присутствовавший на круглом столе в парламенте руководитель проекта ТРАСЕКА “Безопасность дорожного движения II” Алан Росс посчитал, что дело не только в дорогах. Проведя подробный анализ, иностранный эксперт пришел к выводу, что Казахстан за 2-3 года мог бы снизить смертность на дорогах на 20-30 процентов, просто скоординировав действия разных ведомств в одну комиссию при президенте. “Просто нужна воля”, - уверен иностранный эксперт. Об этом говорит и зарубежный опыт. Во Франции президент страны лично взял этот вопрос под свой контроль, и за пять лет аварийность на дорогах снизилась на 45 процентов. В Великобритании, Швеции и Нидерландах в свое время также жестко начали решать эту проблему, и сегодня в этих странах на 100 тысяч человек приходится лишь три смерти в ДТП. В Казахстане этот показатель равен 25 смертям, почти как в африканских странах, где 26. Только вот уровень, по словам Алана Росса, у нас разный. “При таком уровне финансирования и знаний у вас такой показатель”, - констатировал эксперт. Чтобы донести масштаб и объем потерь от ДТП, зарубежный специалист провел аналогию. Ежегодно в Казахстане в результате дорожных аварий гибнет столько людей, как если бы разбились 10 авиалайнеров или взорвались башни-близнецы. Экономический ущерб нашей республики от ДТП руководитель проекта ТРАСЕКА “Безопасность дорожного движения II” оценил в 7 миллиардов долларов каждый год. Ведь аварийность на дорогах - это не только транспортная проблема, но затрагивает здравоохранение (пострадавших надо лечить) и социальную сферу (ставшие инвалидами в результате аварии должны получать пособие). Кроме того, в дорожных происшествиях чаще погибают люди в “расцвете сил” 15-44 лет, работоспособные граждане, которые могли бы приносить стране пользу. Кстати, согласно международной статистике, на одну смерть в ДТП приходится 70 травм. В Казахстане соотношение 1 к 10. Поэтому зарубежный эксперт заподозрил, что чиновники владеют неполной информацией. Международный специалист согласен, что 60 процентов аварий в Казахстане происходит из-за плохой дорожной инфраструктуры. По его признанию, он, как инженер, так и не смог понять некоторые знаки, разметки и пешеходные переходы на наших дорогах. И удивлялся тому, что Казахстан, инвестировав в строительство дорог 15 миллиардов долларов, не смог добиться их соответствия международным стандартам. По словам иностранца, нам необходимо привести в порядок все устаревшие СНиПы, внедрить аудит безопасности дорожного движения и проводить его не только в момент сдачи объекта, а регулярно. Особенно учитывая тот факт, что республика станет транзитным хабом из Китая в Европу. Также необходимо определить все “черные места” и проанализировать, почему там дорожных происшествий больше. Под жесткий контроль надо взять рост автотранспорта в стране и оборудовать старые машины всем необходимым для снижения аварийности. “Мало того, что дороги никакие, но и водители безграмотные”, - констатировал председатель Союза водителей транспортных средств Талгат Жанабаев. По его словам, в советское время у автошкол был более серьезный подход. Сегодня результаты проведенного союзом эксперимента говорят о том, что из 100 водителей лишь 13 знают правила дорожного движения. Кроме того, модным трендом стало дарить права на день рождения, вот и получается, что многие казахстанцы ездят по дорогам с подаренными, а не заслуженными правами.
Астана |