|
Алан Байтенов Авиакомпания “Трансаэро” готовится к процедуре банкротства. Согласие на “обратный отсчет” дал Дмитрий Медведев, премьер-министр Российской Федерации. Теперь осталось только договориться, как будут закрывать долги. По оценкам независимых экспертов, это 250 миллиардов рублей. Точка невозврата - 15 декабря. В 00 часов и 00 минут прекратятся все рейсы этой авиакомпании. Уже сегодня известно, что большая часть судов и персонала перейдут под крыло группы компаний “Аэрофлот”. Между тем независимые эксперты предлагают несколько способов спасения этого авиаперевозчика. Один из них - доверить “Трансаэро” безопасную перевозку беженцев из Сирии и Ливии
Бизнес в сфере авиаперевозок - исключительно рисковое дело. Даже если все в порядке с безопасностью бортов, можно потерять несколько направлений - и дела тут же рухнут. К слову, на “Трансаэро”, компании, которая входила в двадцатку самых безопасных авиакомпаний мира - ни одной смерти за более чем двадцатилетнюю историю. Дмитрий Медведев основной причиной остановки деятельности “Трансаэро” назвал ошибки в управленческой стратегии: “Закупили лишние (самолеты. - “НП”) и просчитались”. Не предполагали, что рынок международных перевозок существенно сократится (по известным всем причинам), к тому же существенно упадет рубль. А “Трансаэро”, как и любая другая авиакомпания, в силу своей специфики тратит большое количество валюты. Здесь все - от обслуживания самолетов иностранного производства до возможности “садиться” на Западе.
Эксперты предположили и такой вариант. “Трансаэро” - частная компания, акции которой сосредоточены не в одних руках. При этом у акционеров свои задачи в не самые простые и понятные времена. Отчего в последнее время, чтобы хоть как-то поддерживать компанию на плаву, приходилось демпинговать. “Трансаэро” снижала цены до 30 процентов от среднерыночных. Были расчеты, при которых каждый перевезенный пассажир приносил убыток в две тысячи рублей. “Компания постоянно указывала на три миллиона заранее проданных билетов и на свою повышенную социальную ответственность. Однако денежный поток в должном размере при этом не генерировался: билеты продавались по экономически необоснованным тарифам. Но другого выхода у перевозчика не было: надо было любым путем продвигать продажи, чтобы получать деньги для покрытия долгов”, - сообщает порталу Lenta.ru Анатолий Ходоровский, заместитель генерального директора инвестиционной компании “Регион”. Долги тем временем все росли. В конце концов, кредиторы и государство отказались от поддержки авиаперевозчика. Так, Минфин РФ передумал предоставить государственные гарантии на сумму 85 миллиардов рублей, что должны были пойти на реструктуризацию долгов “Трансаэро”. Итог - на рынке остается группа “Аэрофлот” с увеличенной долей бизнеса. А это, считают аналитики, приведет к неизбежному росту цен на авиаперевозки. Однако у “Трансаэро” все же есть шанс вернуться на высоту. Для этого независимые эксперты предлагают воспользоваться сложившейся в мире ситуацией. А именно - посмотреть в сторону потока беженцев в Европу. Что происходит сейчас? Германия выводит военные корабли и около тысячи солдат на борьбу с контрабандистами, что перевозят беженцев. Путь по Средиземному морю на ветхих судах исключительно опасен. Даже если судно успешно прошло все испытания дорогой, военные прямо у берегов разворачивают его в обратном направлении. И не многие переживают это путешествие. Что понятно - в дорогу берут минимум ресурсов. (Подробнее об этом читайте в материале “Волнорезы” на 2-й стр.) Есть и такое вот исследование. Один билет в Европу, к примеру, в Германию, стоит около тысячи евро. В Венгрию или Польшу дешевле - 400 или 500 евро. В то же время есть информация, что к опасному путешествию готовятся еще около двух миллионов человек. И как бы цинично это ни звучало - есть шанс заработать около двух миллиардов долларов. И дело даже не в деньгах - таким образом “Трансаэро”, если возьмется за этот проект, сможет не только поправить свое финансовое положение, но и спасти тысячи жизней. И это абсолютно серьезно. Морской путь уже унес около трех тысяч жизней беженцев. А “Трансаэро”, напомним, не допустила ни одной человеческой жертвы за двадцать с лишним лет работы. Есть и маршрут, который сможет спасти жизни. Например, организовать рейсы из Ливии или Сирии в Калининград. А уже из этого города направлять на территорию Европы. Временные документы беженцев также сделать не сложно. Да и потом, Россия - одно из приоритетнейших направлений для трудовых мигрантов. И не исключено, что благодаря таким вот рейсам Россия получит в свое распоряжение более квалифицированную рабочую силу. И сделать это на самом деле не так сложно. Посмотрим на парк самолетов “Трансаэро”. Самый массовый - “Боинг 737” - 47 самолетов. В заводском варианте он способен перевезти до 276 пассажиров. А что если их модернизировать - убрать лишние кресла и довести количество людей, что могут подняться на борт, до 300 или даже 400? Грузоподъемность? Все это нивелируется отсутствием багажа - как правило, такие люди путешествуют налегке. Можно отказаться и от бортового питания - все это позволит существенно сэкономить на себестоимости полета. Предлагают и такой вариант - за отдельную плату устраивать нештатные ситуации на борту, предварительно раздав парашюты физически крепким ребятам, и открывать люки, пролетая, например, над Бельгией, Венгрией или той же Германией. Даже этот вариант гораздо безопаснее того, что сейчас делает Европа, разворачивая суда. И что самое главное - ведь уже были рейсы с сирийскими беженцами, которые по воздуху добрались в Россию. По неофициальной информации, их около восьми тысяч. При этом Россия никогда не высказывалась против пребывания беженцев на своей территории. Всегда оказывала необходимую поддержку. Может, и сейчас предоставить Калининградскую область в качестве транзитной территории? Ведь уже есть опыт. Как сообщает Константин Ромодановский, глава Федеральной миграционной службы России, с начала 2015 года через Россию в Европу проследовали 182 гражданина Сирии. Развивая тему, независимые эксперты отмечают всестороннюю выгоду этого проекта. Во-первых, удастся сохранить тысячи жизней. Даже если беженцев отправят обратно, то безопасным способом. Иначе Европе не избежать порицания всего мирового сообщества. Во-вторых - компания “Трансаэро” существенно поправит свои дела за счет упомянутых двух миллиардов долларов. Ну и, наконец - это абсолютно адекватный ответ на продолжающиеся европейские санкции в отношении России. |