Ботагоз Омар Правительство ищет новые возможности привлечения денег в те сферы, которые всегда подпитывались только из госбюджета. Для чего Кабмин не в первый раз предлагает варианты для раскачки механизма государственно-частного партнерства. Соответствующий законопроект после одобрения в мажилисе направлен в сенат
Еще в феврале текущего года после обрушения мировых цен на нефть правительство предложило сократить расходную часть бюджета на 610,7 миллиарда тенге (треть из них должна была пойти на повышение социальных обязательств в текущем году). В свою очередь, доходы планировалось урезать на 870 миллиардов тенге. Что делать в текущей ситуации? В условиях нехватки ликвидности государство решило активизировать взаимодействие с бизнесом. Это поможет разгрузить госказну, при этом не останавливая темпы строительства объектов. В мире известно очень много схем, которые позволяют реализовать такие идеи взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса. В нашей стране ГЧП представлено в основном концессией, правда, в дорожном строительстве в рамках этой модели до сих пор не реализован ни один проект. Возможно, первой ласточкой в этом вопросе станет БАКАД - Большая алматинсккая кольцевая автодорога.
На недавнем пленарном заседании мажилиса главный экономист страны Ерболат Досаев подчеркнул, что концессия применима к наиболее сложным и капиталоемким проектам. “Институциональное ГЧП к настоящему времени остается только законодательно продекларированным, однако конкретные формы взаимодействия не урегулированы”, - обратил внимание глава Министерства национальной экономики. Законопроект “О государственно-частном партнерстве”, который был одобрен вчера в ходе пленарного заседания мажилиса, направлен на развитие ГЧП во всех отраслях и сферах экономики наряду с такими базовыми сферами, как образование, здравоохранение и строительство автодорог. Запрет устанавливается только по отдельным объектам соответствующим указом главы государства - например, особо охраняемые природные территории, водохозяйственные сооружения (плотины, гидроузлы) и другие объекты, имеющие особое стратегическое значение. В юридическом поле расширяются контрактные формы ГЧП за счет внедрения контрактов жизненного цикла, контрактов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, сервисных контрактов и лизинговых механизмов. С принятием законодательных поправок структура договоров ГЧП будет более четкой. Теперь в них будут оговорены все аспекты взаимоотношений государства и бизнеса, включая инвестиционную составляющую, меры государственной поддержки и вопросы разрешения споров, что даст сторонам определенность в долгосрочном контракте. Предусмотренные законодательством выплаты из государственного бюджета и меры государственной поддержки, которые применялись в концессиях, будут также распространены на все проекты ГЧП. Еще одно нововведение - прописывается понятие о частной финансовой инициативе, определяются формы участия субъектов квазигосударственного сектора в ГЧП-проектах. Законодательно определяется круг участников ГЧП, включая финансовые организации, национальные отраслевые операторы и национальную палату предпринимателей “Атамекен”.
Астана |