|
Алан Байтенов В Алматы продолжаются судебные слушания по громкому делу убийства четырехмесячного ребенка. Напомним, что в мае в микрорайоне “Калкаман” пьяный водитель кроссовера “собрал” несколько автомобилей и сбил людей. Четырехмесячный ребенок был в коляске - на него пришелся очень сильный удар. Теперь суд решает, кто виноват и сколько “дать”. ДТП со смертельным исходом, где виновник в состоянии алкогольного опьянения, у нас не редкость
Дело оказалось непростым. Есть автомобиль. Есть два человека. Один из них, Айгуль Есембаева, хозяин автомобиля. А другой, Зайра Серикпаева, вроде как ее подруга, которая попросила сесть за руль. Показания свидетелей неоднозначные - вроде как Зайра Серикпаева попросила свою подругу научить ее водить машину, подруга согласилась. Кто жал на педали, не сообщают. И все бы, наверное, прошло нормально. Но только вот дамы сели за руль сильно выпившие - две бутылки водки на двоих. Но обо всем по порядку. Как говорят специалисты, одномоментный прием 400 граммов неразбавленного этилового спирта является смертельной дозой практически для любого человека любой национальности. А это примерно литр водки. Половина этой дозы может привести к инсульту или остановке сердца. То есть эту дозу также можно назвать смертельной. Но, как мы понимаем, не у нас. Съев “поллитру”, некоторых, наоборот, тянет на подвиги и хочется куража. И не только физически здорового мужчину, на организме которого и завязаны все расчеты медиков, но и, казалось бы, хрупких девушек.
Поэтому, собственно, две подруги и сели за руль. Цель - не выбраться из тяжелой ситуации и безлюдного места и тем самым спасти свою жизнь, а просто покататься, научиться водить автомобиль. Итог таков - сначала машина протаранила некий Mercedes, затем сбила людей. Это были 15-летняя Карина Кулеева и ее четырехмесячная племянница. Карина получила перелом лодыжки, а младенец, Дарияна Маликзадина, скончался. Машина продолжила движение. На ее пути попался еще один автомобиль, что шел по встречке. Остановить кроссовер смогли только опора газопровода и стоящий рядом еще один автомобиль. Позже выяснилось - удар о встречную машину был также серьезным, водитель получил черепно-мозговую травму, от которой не отошел до сих пор. Произошла трагедия. И чем дальше идет разбирательство, тем запутаннее выглядит дело. Информационные агентства публикуют выдержки из речей свидетелей. К примеру, сестра Зайры Серикпаевой говорит следующее: “Когда я выбежала на улицу после происшествия, Айгуль стояла со стороны руля. Все люди говорили, что виновата она. На видеозаписи я видела, что на водительском месте сидела сестра, но руль держала Айгуль. Моя сестренка никогда не умела водить машину. Я возместила ущерб Жумагуловым за ремонт Merсedes в размере 150 тысяч и Маликзадиным на лечение 15-летней Карины Кулеевой в размере 80 тысяч тенге”. Ясно, что адвокат научил говорить как надо и ставить нужные акценты. И, по идее, судья тоже это видит. И должен принять грамотное решение. К слову, женщинам сегодня грозит до семи лет лишения свободы. Произошедшее уместнее в данный момент расценивать как еще одну иллюстрацию. Иллюстрацию многотомника преступлений против общества. Ведь за последнее время только в Алматы было несколько случаев, когда сильно выпивший водитель садился за руль просто так. Скучно было, хотелось новых ощущений. (Впрочем, у кого-то это уже вошло в привычку.) И, естественно, совершал ДТП. В том числе и со смертельным исходом. Были, кстати, случаи, когда виновного позже задерживали в том же состоянии. И он только по счастливой случайности никого не сбил. Ведь суд просто лишил его права управления автомобилем, при этом оставив на свободе. Если убийца очень платежеспособный, он и не слишком расстроится. Естественно, такой исход дела не может нести никакой назидательной нагрузки. И выход только один - необходимо серьезно переработать регулирующие эти моменты нормы. Ведь садятся за руль в нетрезвом состоянии, даже не понимая, что машина в этом случае уже перестает быть вполне обычным предметом повышенной опасности. Это уже настоящее оружие. Ведь никому не приходит в голову идея, также для получения новых впечатлений, после “пузыря” или двух взять в руки, к примеру, крупнокалиберный пулемет и начать “поливать” из него ни в чем не повинных людей. Все правильно - не сумасшедший же! А какая разница между машиной и огнестрелом, если оператор, простите, “в хлам”? И какой разговор может идти о непреднамеренном убийстве? Ведь судебная практика знает и такие случаи... У нашего человека, к сожалению, нет главного - ни при каких обстоятельствах не садиться за руль после “стакана”. И сегодня наша, кстати, самая продвинутая правовая система в Центральной Азии не может воспитать этот инстинкт. А ведь разговор об этом идет уже 25 лет. Его необходимо воспитывать - жестко и бескомпромиссно. Как? Только реальной угрозой тюремного срока, а не обычным лишением прав на вождение. Ведь так и происходит - просто поймали, просто отобрали права. И это уже на волю случая - успел ли он сбить, убить или покалечить. На борьбу с пьянством за рулем ежегодно закладываются неплохие бюджеты. Но дело дальше бархатной и слабенькой социальной рекламы не идет. Ну максимум, что покажут - картинку с плачущим ребенком и надписью, мол, “тебя ждут дома”. А ведь нужны чернуха и расчлененка с кровавым месивом. То есть правда, самая настоящая и не отретушированная. Да еще и подкрепленная конкретными выдержками из законов и показательными примерами. Другой вопрос, пропустит ли телевидение, газета или другое СМИ правдивую картинку? Этот момент также необходимо проработать. |