|
Ботагоз Омар Вчера Евразийская экономическая комиссия официально зарегистрировала Кыргызстан в качестве полноправного члена ЕАЭС наряду с Арменией, Беларусью, Казахстаном и Россией. Церемония снятия таможенного контроля на кыргызско-казахстанской границе прошла в этот же день
Главы двух государств, Нурсултан Назарбаев и Алмазбек Атамбаев, находясь в Чолпон-Ате, в Иссык-Кульской области, в режиме телемоста дали разрешение на открытие границы. Торжественную церемонию на пункте пропуска “Акжол-автодорожный” (Кыргызстан) - “Кордай” (Казахстан) провели премьер-министр Кыргызстана Темир Сариев и первый вице-премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев.
Так, шлагбаумы открылись на восьми контрольно-пропускных пунктах: одном железнодорожном (“Каинды”) и семи автомобильных (“Акжол”, “Чалдыбар”, “Ак-Тилек”, “Кен-Булун”, “Токмок”, “Каркыра” и “Чон-Капка”). С этой недели службу на них будут вести только пограничники для осуществления паспортно-визовых проверок и осмотра машин на провоз запрещенных предметов и веществ. Для транспортировки товаров будут оформляться соответствующие документы, которые затем будут направляться в фискальные органы. Во всем остальном будет свободное перемещение. Правда, теперь количество челноков может значительно сократиться. По словам министра ЕЭК от Кыргызстана Данила Ибраева, интегрируясь с Москвой, Минском, Астаной и Ереваном, Бишкек взял на себя обязательство по повышению уровня ставок таможенных пошлин на импортные товары до уровня евразийских. В связи с членством Кыргызстана в ВТО мелким торговцам из соседних стран было выгоднее осуществлять реэкспорт из Дордоя, крупнейшего рынка Центральной Азии. Теперь это будет целесообразно только в случае перевозки кыргызской продукции (преимущественно текстильной), которая ни в чем не уступает по дизайну импортным аналогам, но при низкой стоимости часто бывает некачественной. В то же время для Бишкека интеграция с партнерами ЕАЭС открывает новую страницу в истории. Так, открываются новые туристические возможности. Нурсултан Назарбаев поддержал идею о том, чтобы была построена короткая дорога от Иссык-Куля в Алматы. “Из Алматы на Иссык-Куль имеется дорога 480 километров. Надеюсь, что за год-два будет построена дорога протяженностью 240 километров, что в два раза короче”, - отметил Алмазбек Атамбаев. По словам президента Казахстана, которые приводит официальный сайт главы государства, несмотря на сложную ситуацию на мировых рынках, наши страны успешно развивают торгово-экономическое сотрудничество. На сегодня Казахстан инвестировал уже более 1,5 миллиарда долларов в развитие различных отраслей Кыргызстана. При этом Нурсултан Назарбаев обратил внимание на то, что еще имеются значительные неиспользованные резервы для дальнейшего наращивания взаимной торговли. В частности, будет усилено сотрудничество по таким направлениям, как электроэнергетика, транспорт, связь, агропромышленный комплекс, а также туризм, который оказывает мультипликативный эффект на многие сферы. Для самих кыргызстанцев вступление в ЕАЭС означает, что теперь им не придется заполнять миграционные карты, так как в связи со вступлением в действие четырех свобод (рабочей силы, товаров, услуг и капитала) они приравниваются к статусу местной рабочей силы. Кроме того, в скором времени для всех граждан стран - участниц ЕАЭС будет единый социальный пакет. Напомним, “дорожные карты” по присоединению Кыргызстана к евразийскому интеграционному проекту были составлены в 2014 году. Их реализация позволила приблизить экономику и законодательство страны к практикам ЕАЭС. Как сообщается на официальной страничке ЕЭК в “Фейсбуке”, при вступлении в союз Кыргызстан сохранил перечень товаров, в отношении которых в течение переходного периода будут применяться ставки таможенных пошлин, действующие на сегодняшний день. Он состоит из 163 товарных позиций (на уровне 10 знаков Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД), включает товары 25 товарных групп (из 97 по ТНВЭД), в том числе для промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта и здравоохранения. По ряду товарных позиций размер таможенных пошлин для Кыргызстана не увеличится, а по некоторым и вовсе снизится: на рыбу - от 3 до 10 процентов, на кофе - от 0 до 10 процентов, на спортивную обувь - от 7,5 до 10 процентов, на шины для некоторых видов автотранспортных средств - от 5 до 10 процентов, на оборудование для взвешивания - от 0 до 8 процентов. Прежде, до вступления в ЕАЭС, ставка в Кыргызстане на вышеуказанные товары составляла 10 процентов.
Астана |