|
Юлиана Жихорь, Алан Байтенов В начале следующей недели Евразийское экономическое пространство откроет свои границы для Кыргызстана. Пространство ЕАЭС пополнится 5,7 миллиона человек и неплохими показателями роста экономики этой республики
Нурсултан Назарбаев подписал ратификацию о присоединении Кыргызстана к Евразийскому экономическому союзу в среду. Казахстан стал последним государством ЕАЭС, ратифицировавшим этот договор. В Бишкеке ожидали открытия границ с союзом едва ли не в тот же день, максимум - в четверг. Но оказалось, что не все так просто. По словам министра экономики Кыргызстана Олега Панкратова, открытие границ ожидается в ближайшие дни, скорее всего, это произойдет в начале следующей недели. К сожалению, более точную информацию не удалось обнаружить даже на сайте Евразийской экономической комиссии. Которая, собственно, и должна информировать граждан всех (теперь уже пяти) стран о столь важном политическом событии. Самое большое достижение для Кыргызстана в ЕАЭС - открытие границ для трудовых мигрантов. Жить в странах - участницах союза они будут по новым правилам - без экзаменов и квот, в отношении них будет действовать соцпакет, они будут иметь гарантии медобслуживания и места в школах и детских садах. “Мы становимся частью трудового рынка ЕАЭС”, - заявил министр экономики Кыргызской Республики. Для Кыргызстана экспорт трудовых ресурсов (и импорт финансовых поступлений от них) важная статья дохода бюджета. Так, по итогам первого полугодия объем денежных переводов физических лиц, осуществленных через системы переводов, составил 603,5 миллиона долларов. Для страны, чей ВВП составляет всего 2,9 миллиарда долларов, это огромная сумма. Но что же ждет казахстанский рынок с открытием границ? Конечно же, на территорию нашего государства зайдет масса относительно дешевого и конкурентоспособного товара. И, по оценкам специалистов, он может потеснить даже российских и белорусских производителей. Не говоря уже о наших, казахстанских. И по законам рынка цены, которые, как мы привыкли, только и знают, что растут, пойдут вниз. Кыргызстан “знаменит” в первую очередь своими продуктами питания (здесь колбасы, “молочка”, овощи и фрукты), к тому же способен поставлять неплохой продукт от легкой промышленности. К примеру, текстиль. Также на наш рынок, предполагают эксперты, начнут поставлять теперь уже доступные предметы роскоши - ювелирные изделия. И, как было сказано выше, сравнительно дешевую рабочую силу. Что также может подпортить настроение некоторым гражданам Казахстана. И если раньше наше государство могло выставить барьеры на таможне, то сегодня это сделать будет гораздо сложнее. Пример - буквально пару лет назад на наш рынок начали поставлять колбасы и копчености, произведенные на территории Кыргызстана. Продукт оказался вполне качественным и к тому же дешевым. Но, как оказалось, поступал он к нам не совсем законно - часто без проверок санэпидемстанций и без оплаты таможенных пошлин. В конце концов, эта продукция начала вытеснять ту, что делали у нас. Контроль усилили, и ввозить стало невыгодно. Собственно, это и есть фильтр, которого мы, можно сказать, лишились. Но “туже” всех, конечно же, придется представителям отечественного автопрома. По неофициальной информации, пока еще на существующей границе Кыргызстана и Казахстана скопилось несколько десятков тысяч подержанных автомобилей. Они-то и ждут своего часа. Правда, зайдут они к нам в несколько меньшем объеме. Почему объем ожидаемых машин сократится? Раньше в Казахстане действовал режим Евро 4 - все, что ниже, не ввезешь и не поставишь на учет. Потом вступил в силу техрегламент ЕАЭС - он-то и отменил предыдущие документы, и до 26 мая 2015 года к нам можно было ввозить все, что находилось на территории ЕАЭС, без оглядки на экологические нормы. Тогда, собственно, наши люди и выгребли более-менее подходящее из России. Этого же чуда ждали и от Кыргызстана - как только открывались границы, авто, что зарегистрированы в этой стране до 1 января 2014 года, то есть обладающие статусом товара ЕАЭС, смогли бы “ходить” беспрепятственно по всей территории союза. Естественно, также невзирая ни на какие нормы. А это примерно около 100 тысяч машин. И Кыргызстан, по сути, не имея своего автомобильного производства, мог выступить в качестве основного поставщика этого вида товара. Опередив даже Россию - здесь и цены (там таможня изначально “стоила” дешевле), и географическое положение ближе. Но, учитывая пример тотального ввоза машин из России, решили несколько ограничить этот поток - вернуться к Евро 4. Что, собственно, и сделали - 26 мая 2015 года вступил в силу приказ “Об утверждении допустимых параметров автотранспортных средств, предназначенных для передвижения по автомобильным дорогам РК”. В нем сказано: все машины, ввозимые в Казахстан, должны соответствовать нормам Евро 4. То есть произведенные в России - в 2010-м и позже, В ЕС и США - в 2007-м и позже, в Японии - в 2010-м и позже, в Китае - в 2012-м и позже. Таких машин на границе с Кыргызстаном, конечно же, меньше, но несколько десятков тысяч явно есть. Но и здесь до конца не понятно, как, к примеру, классифицировать автомобиль, произведенный в Японии в 2008 году и поставленный на рынок ЕС? Ведь в то время в ЕС уже действовали нормы Евро 4, а в Японии еще нет. Видимо, придется доказывать, то есть проходить дополнительную экспертизу. Что, наверное, не совсем удобно. Но сейчас не об этом. Таким образом попытались защитить наш рынок. Правда, не совсем удачно. Ввозимых в Казахстан автомобилей из Кыргызстана станет, конечно, меньше. Но теперь к нам пойдут более свежие и дешевые машины раскрученных брендов. Которые точно составят серьезную конкуренцию пусть и новым, но все же созданным у нас автомобилям. И это уже больше психологический момент - потребитель больше доверяет зарубежному процессу производства. К сожалению, не сказано ничего о том, как обойдутся с теми, кто, как принято говорить, ездит с киргизскими номерами. Впрочем, здесь вроде как понятно - соответствует Евро 4 и привезен до 1 января 2014 года - на учет поставишь. Это, кстати, тоже конкуренты, что могут еще сильнее опустить цены на “вторичке”. Следовательно, составить конкуренцию новым автомобилям эконом-класса. |