Айгуль Жилкишина В некоторых СМИ 23 июня появилась информация о закрытии ряда улиц нашего города для обустройства под пешеходную зону. Днем позже появилось сообщение о ее недостоверности. Это отметил аким города Ахметжан Есимов на презентации проекта датского урбаниста Яна Гейла по благоустройству Алматы
“Что значит закрыть Момышулы? Ну надо же додуматься до этого. Такой огромный проспект построили - для чего? Чтобы его закрыть, что ли? Еркебулан (Еркебулан Оразалин, и.о. руководителя управления природных ресурсов и регулирования природопользования), разве можно такие интервью давать? Что это за ерунда? Ни о каком закрытии улиц не идет разговор, наоборот, идет разговор о создании условий для людей. Вот это же надо говорить. Чтобы они могли отдыхать, ходить пешком”, - прояснил ситуацию Ахметжан Есимов.
Как выяснилось, по Момышулы в Алатауском и Ауэзовском районах планируется расширить пешеходные зоны, отвести место для велосипедных дорожек, а также благоустроить прилегающие территории. Такое же комфортное пространство будут создавать по южной стороне улицы Тимирязева в Бостандыкском районе и по северной части улицы Жолдасбекова в Медеуском районе. Градоначальник также заявил: “Мы в каждом районе начинаем проводить работу. Первое и самое полезное, что мы получили от Яна Гейла (два года назад об этом мы не думали), - делать город для людей, для пешеходов. Но мы должны исходить из реальности. Если мы начнем неправильно работать, то мы создадим в городе большой коллапс. Люди должны передвигаться до своего рабочего места. Поскольку это необходимость, это их заработок”. В ходе обсуждения проекта заместитель Яна Гейла Рикардо Марини порекомендовал акимату создавать участки для пешеходов на проспекте Аль-Фараби, улице Жибек жолы, а также реконструировать пассаж Silk Way, освободить от автомашин площадь “Астана” и высадить в городе яблони. Ведущий архитектор группы “Гейл Архитект” Рикардо Марини считает, что приоритет за пешеходами. Именно для них нужно убрать заборы и создать пространство. Что ж, прилегающие к проезжей части территории планируют благоустраивать и расширять - дело нужное и полезное, однако проект проекту рознь. Если создавать комфортные условия для пешеходов по Момышулы - это одно дело. Свободной (и пустынной) земли там вдоволь. Но если расширять пешеходную зону (за счет проезжей части) в деловой части города, то это совсем другое дело. На центральных улицах автомобильный трафик загружен - где там создавать дополнительные зоны? Как и какие реконструкции там собираются проводить? Мы задаем вопрос властям города: как это будет выглядеть? Несомненно, лозунг “Приоритет за пешеходами” звучит хорошо. Однако пешие люди являются таковыми только в субботу и воскресенье, а в будни они садятся за руль. У нас в любом случае получится одеть одного, только раздевая другого. Кроме того, при ходьбе пешком нужно учитывать масштабы конкретного города. К примеру, в тихом Бонне, бывшей столице Германии, за 50 минут можно пройти пешком практически от одного конца города до другого. В Алматы это вряд ли осуществимо, а в Москве такая мысль вообще не придет никому в голову. Рикардо Марини, очевидно, имеет в виду небольшие европейские города, где въезд в историческую часть города на автомобиле категорически запрещен (что вполне оправданно). Однако существуют и другие масштабы, когда автомобиль действительно не роскошь, а необходимость. Подводя итог всему сказанному, нам хотелось бы выяснить, действительно ли указанные улицы не будут закрывать для движения даже частично? Или городские власти говорят в таком дипломатичном тоне, потому что реакция жителей южной столицы (в большинстве своем автомобилистов) на проектируемые новшества была крайне острой? Было бы неплохо, если бы горожанам четко разъяснили планы властей - что будет меняться, и как это будет выглядеть в конечном счете.
К сентябрю этого года в Алматы будут перестроены некоторые улицы с тем, чтобы появилось больше пространства для пешеходов. В каждой такой зоне, свободной от автомобилей, построят детские и спортивные площадки и посадят деревья. Рядом появятся скамейки и урны, велодорожки с резиновым покрытием и велопарковки. Какие еще новшества предусматривает проект, на осуществление которого из бюджета выделено 800 миллионов тенге?
В Алатауском районе благоустроенная пешеходная улица появится по улице Момышулы от проспекта Райымбека до Ледовой арены (западная сторона); в Алмалинском районе пешеходным станет участок по улице Байсеитовой от улицы Кабанбай батыра до улицы Богенбай батыра. В Ауэзовском районе - по улице Момышулы от проспекта Райымбека до улицы Шаляпина. В Бостандыкском - по южной стороне улицы Тимирязева от реки Есентай до улицы Жарокова. В Жетысуском районе местным “Арбатом” станет участок улицы Мукатая от СШ № 137 до рынка “Айнабулак”, в Медеуском - участок по северной стороне улицы Жолдасбекова от проспекта Достык до улицы Фурманова. В Наурызбайском районе пешеходным сделают участок по улице Шаляпина от улицы Яссауи до Ауэзова, а также по улице Ауэзова от улицы Шаляпина до микрорайона “Жайлы”. В Турксибском районе в пешеходную зону превратят участок вдоль БАКа имени Кунаева от улицы Жансугурова до проспекта Сейфуллина в микрорайоне “Жулдыз”. |