Ботагоз Омар В Казахстане обсуждается концепция будущего кодекса о недрах Независимый анализ действующего Закона “О недрах и недропользовании”, проведенный экспертами Всемирного банка и Университета Данди (Великобритания), показал, что текущее законодательство нашей страны в сфере недропользования с точки зрения инвестиционной привлекательности разрозненно, содержит множество неопределенностей, подвержено частым изменениям, сложно для понимания инвесторами, неэффективно и чрезмерно зарегулированно. Постоянные ужесточения правил стали препятствием для нормального развития проектов
“То есть, переводя на язык бизнесменов, они сказали: “Не инвестируйте, пока не будут приняты законы”. Таким образом, когда инвестор хочет вложиться в объекты России, Казахстана, Австралии или Канады, естественно, выбор будет очевиден. При равных природных ресурсах, при равных горно-геологических условиях месторождений, развитии инфраструктуры и так далее. Вот на самом деле, где мы находимся, это очень тревожный сигнал для нас всех”, - отметил в ходе круглого стола, проведенного в минувшую пятницу, глава корпорации “Казахмыс” Эдуард Огай. Такого же мнения придерживаются нефтяники. По мнению генерального директора Казахстанской ассоциации организаций нефтегазового и энергетического комплекса KAZENERGY Асета Магауова, для привлечения инвестиций в отрасль необходимо гарантировать стабильность законодательства. “Здесь можно отметить следующие тенденции: высокая волатильность цен на нефть на мировых рынках, высокий коэффициент налоговой нагрузки на нефтегазовый сектор в Казахстане, особенно на ранних стадиях разработки месторождений, нестабильное законодательство, уменьшение запасов, усиление зависимости страны от большой тройки - Карачаганак, Тенгиз, Кашаган, дальнейшая стагнация добычи на остальных предприятиях отрасли”, - отметил Магауов. По его мнению, в совокупности все перечисленные тенденции и факторы влекут риски снижения привлекательности нефтегазового сектора в плане привлечения инвестиций. Глава комитета недропользования МИР РК Тимур Токтабаев пояснил, что время с утверждения последних поправок в Закон “О недрах и недропользовании” до принятия одноименного кодекса будет своеобразным пилотным периодом запуска нововведений, которых ранее в нашей стране не было. Среди них - принцип “Первый пришел - первый получил”, ежегодная фиксированная плата за каждый квадратный километр земли, доступ к геологической информации. До принятия кодекса правительству и участникам рынка предстоит определиться, следует ли разграничивать законодательство при разработке месторождений по поиску твердых полезных ископаемых и отдельно - при разработке нефтяных месторождений, так как прежде представители горно-металлургического комплекса жаловались, что действующий закон защищает в основном интересы нефтяников. Обсуждение этого ключевого вопроса все еще ведется. По словам вице-министра по инвестициям и развитию Альберта Рау, при изучении опыта стран ОЭСР выяснилось, что далеко не все из 32 стран, входящих в организацию, владеют и нефтью, и твердыми полезными ископаемыми (ТПИ). “Но все-таки по большинству стран, где есть оба вида полезных ископаемых, законодательство разделено”, - отметил он. Сенатор Ерлан Нигматулин также считает, что раздельное законодательное регулирование сферы добычи ТПИ и углеводородного сырья - это общепринятая и наиболее эффективная мировая практика. Правительству и представителям высшего законодательного органа еще предстоит расставить все точки над i, чтобы определиться, принимать ли в Казахстане один кодекс или два закона, отдельно регулирующих деятельность нефтяного и горно-металлургического секторов. Обсуждения с участием самих недропользователей будут вестись как минимум на протяжении всего лета, до начала работы новой сессии парламента.

Действующий в настоящее время Закон “О недрах и недропользовании” от 24 июня 2010 года уже в 2011 году подвергся изменениям по пяти пунктам, в 2012 году в него внесли поправки по 39 пунктам, а в 2014 году - 270 корректировок. В общей сложности за 5 лет действия закона изменения в него вносились 23 раза. (Всего изменено 76 статей с внесением 321 поправки.)
Напомним, что ранее, с декабря 2006 года по январь 2007 года, то есть в течение одного месяца, изменения в базовые законы “О нефти” и “О недрах и недропользовании” вносились трижды. Еще тогда, когда недавние поправки в вышеуказанный закон обсуждались в парламенте, в профильном ведомстве, Министерстве по инвестициям и развитию (МИР), знали, что в течение одного-двух лет в парламент будет внесен кодекс о недрах, который поглотит все действующие в этой сфере законы.
Астана |