Алан Байтенов Недолго казахстанцы радовались тому, что литр самых ходовых марок бензина, 92-го и 93-го, находился на психологически комфортном уровне - ниже 100 тенге. Во вторник приказом Министерства энергетики РК планку подняли на девять тенге. То есть с 99 до 108 тенге за литр популярного горючего. Что касается причин, то здесь, по словам Куандыка Калмурзина, директора департамента развития нефтяной промышленности Министерства энергетики, все просто - нефть стала дороже. Отчего и бензин не может стоить дешево. Есть, правда, и альтернативная версия - таким образом началась “мягкая”, плавная девальвация тенге
В общем, по словам господина Калмурзина, все в порядке. Мол, ведь никто не запрещает участникам этого рынка продавать топливо по прежним ценам, то есть ниже установленной планки. Главное, чтобы не выше. Вот вам и свобода, и здравая конкуренция - мол, если есть затоваривание складов, пожалуйста, ставьте конкурентные цены и продавайте хоть по 99. Ну а если справляетесь, тогда торгуйте по 108. Дилеры тут же прислушались к Минэнерго - вечерняя смена моментально обновила ценники до 108 тенге за литр упомянутого топлива. Как видно, затоваривания складов нет. Причину в Минэнерго в общем-то назвали. Но при этом никто не рассказал, какая все же выгода государству от такого решения. Мы, собственно, тоже не особо понимаем - государство опять-таки вмешалось в тот сектор, который, по идее, должен регулироваться самостоятельно и исключительно рыночными законами. Между тем, на наш взгляд, стоимость нефти все еще остается достаточно низкой, да и российские поставщики, чей бензин у нас вроде как основной, цены не задирают - рубль остается примерно в том же коридоре. В общем, ситуация, как всегда, не самая понятная - ничего существенно не изменилось, а бензин опять растет в цене. К тому же, если обращаться к цене на нефть как к главной причине роста, то возникает совершенно логичный вопрос - почему же тогда не тронули другие марки топлива - дизель и 80-й бензин? Можно было бы предположить, что это сезонное повышение, то есть, как у нас бывает в момент усиленной работы сельскохозяйственной техники. Но и здесь вроде как нет связи - такая высокая марка на “уборочно-посевных” как будто не нужна. Остается только одна совершенно безумная версия - с бензина началась “мягкая”, девальвация тенге. Подняли цену на топливо - автоматически подорожают перевозки, а затем услуги и товары. Все - и нам это обещали - произойдет медленно и постепенно. И уже, похоже, началось. |