Алан Байтенов Кыргызстанские чиновники объявили - границу с Казахстаном откроют не раньше осени. Со своей стороны, партнер уже сделал все возможное - 8 мая в Москве был подписан соответствующий договор. Теперь очередь стран, входящих в ЕАЭС, - парламенты государств должны ратифицировать этот документ. А это может произойти не раньше осени. Тем самым сравнительно недорогие кыргызские товары появятся лишь через несколько месяцев. Впрочем, это может произойти и немного раньше. Министр экономики Кыргызстана Олег Панкратов на днях отметил: “Правительство (Кыргызстана. - “НП”) делает все возможное, чтобы ускорить этот процесс”
Конкретной даты нет - с одной стороны, есть информация, что все должны успеть сделать до конца мая, а с другой - с наступлением осени. Мол, тогда же и откроют казахстанско-кыргызскую границу. Ранее уже сообщалось, что это могло произойти еще в начале мая. Информация, как мы видим, не подтвердилась.
Точно известно только одно - Кыргызстан, сезоном позже или сезоном раньше, все же станет полноправным членом упомянутого экономического пространства, и на рынок ЕАЭС хлынет масса относительно дешевых товаров, способных составить конкуренцию не только отечественному производителю, но и производителям из России, Белоруссии и Армении. Конечно же, произойдет неизбежное - цены, а мы привыкли, что они только растут, поползут вниз. Как только уберут барьеры, оправдаются и ожидания большинства автолюбителей и дельцов этой сферы - можно будет ввозить так называемые дешевые “кыргызские” автомобили на территорию Казахстана. Правда, есть ограничение - беспрепятственно “двигаться” на территории ЕАЭС они могут только в том случае, если имеют статус “товара ЕАЭС” - были ввезены и “растаможены” на территории Кыргызстана до 1 января 2014 года. Все, что позже, можно привезти, но только после полной оплаты таможенных пошлин единого стандарта. Однако и этого более чем достаточно - по данным соседей, около 90 тысяч подходящих под условия машин буквально “стоят на границе и ждут ее открытия”. Тем самым через Казахстан на просторы ЕАЭС теперь уже точно либо осенью, либо летом хлынет волна дешевого и конкурентоспособного товара. И Кыргызстан, даже не имея собственного автопрома, может выступить как поставщик автомобильной продукции - десятки тысяч авто, ликвидных и дешевых, зайдут к нам беспрепятственно и беспошлинно. В общем, немалый риск бизнесменов оправдается и принесет серьезную маржу. Как известно, еще в 2013 году на кыргызской таможне приходилось отдавать около 800 долларов за средний автомобиль. Требования стран ТС в то время были в десятки раз серьезнее. К тому же цены станут бросовыми - “морозить” деньги смысла нет. И так ждали больше года. Лучше, что называется, взять объемом. Тем самым 90 тысяч авто могут с легкостью превратиться в 180 тысяч - перевернуть вторичный рынок и окончательно похоронить отечественный автопром. Не исключено, что некоторые дельцы могут даже пойти на преступление. Как мы знаем, переходный период, в рамках которого таможенные пошлины на авто в Кыргызстане останутся на прежнем уровне, будет длиться еще 10 лет. И подправить цифру ввоза, как говорится, при наличии современной техники, не составит труда. Вариант вроде как фантастический, но вспомним незаконный ввоз “праворульных” авто к нам на территорию. Подлог заключался в следующем - на существующие документы привозили и ставили на учет “праворульные” машины более “свежих” годов выпуска. И делали это до тех пор, пока таможня не поставила специальные сканеры и не потребовала платить полную таможенную стоимость с целого кузова или шасси ввозимых под видом запчастей. Что придумают в Кыргызстане на этот счет - не известно. Ясно только одно - проверить чистоту сделки будет чрезвычайно сложно: другая страна, закрытые схемы. Подыграет и среднестатистический покупатель - свою роль сыграет также и территориальная близость новых авторынков. Конечно, был способ остановить это нашествие. Ведь предлагали сделать, к примеру, автомобили собственным товаром ЕАЭС с того момента, как страна стала членом союза - когда пошлины стали едиными. Этого не произошло, все решили иначе. К слову, публика уже начинает шутить по этому поводу. Почему соседи так торопятся открыть границу до наступления лета? Конечно же, из-за ближайшего туристического сезона. Мол, грядущий бестселлер - тур на Иссык-Куль с заездом на местный авторынок... |