Алан Байтенов С момента, когда обрушились конструкции строящейся развязки на пересечении проспекта Райымбека и улицы Саина, прошло более 10 дней. Напомним - погиб человек и 11 госпитализированы. И акимат города по прежнему молчит - официального заявления по поводу трагедии до сих пор нет. При этом “Базис” активно ищет виновных. Оказывается, на монтаже опалубки и арматуры был занят предположительно российский субподрядчик - сейчас “Базис” собирает материалы, чтобы “доказать вину этой организации”. Название ее пока не разглашается. Впрочем, версия о фантомном субподрядчике выглядит несколько неубедительно. Так, в корпоративном издании строительной компании Bazis News в феврале 2015 года был опубликован материал “Как мы строим новые дороги”. И в нем спикеры отмечали: развязку поднимают силами специалистов “Базиса”, ни о какой российской компании не было и слова
Даже если и наняли российскую компанию - отвечать все равно “Базису”, ведь именно он принял решение привлечь ее к строительству. Но обо всем по порядку. На неделе руководство “Базиса” выступило с заявлением: предположительно вина за случившееся лежит на неком российском субподрядчике. “Строители компании из России сами привезли свои конструкции и материалы. Они сами возводили здесь ее - с самого начала следили и смотрели за строительством опалубки”, - рассказал Женис Нугыманов, президент компании “Базис”. Поддерживает эту линию и Александр Белович, президент холдинговой компании “Базис”: “Хочу сказать, что мы провели и завершили служебное расследование, и уже есть понимание того, что тот поставщик, производитель, проектировщик опалубки, который ее устанавливал, должен понести определенное заслуженное наказание. Мы это постараемся доказать”. Но как же быть с февральским номером Bazis News? В одном из материалов “Как мы строим новые дороги” специалисты строительной компании в красках рассказывали о строящемся объекте - первой трехуровневой развязке, что создавалась исключительно силами специалистов “Базиса”. Вашему вниманию некоторые элементы интервью. Говорит Александр Гопиенко, начальник участка трагически известного объекта. Вот конкретный вопрос: “Проектированием данной развязки занимались специалисты “Базиса”? И ответ: “В данном случае мы только строим. Заказчиком является КГУ “Управление автомобильных дорог города Алматы”. Их задача была просчитать все параметры, необходимые для разгрузки потока машин, и дать задание “Промтранспроекту”. Ну что же - ни на управление, ни на “Промтранспроект” “бочку катить”, как мы понимаем, бесполезно и крайне невыгодно - куда легче кивнуть на зарубежного субподрядчика. Углубляемся еще. Здесь вступает Марат Каржаубаев, бригадир. Он, не скрывая гордости за своих ребят, рассказывает буквально следующее: “В бригаде сейчас работают 80 человек. Среди них бетонщики, арматурщики, плотники. У ребят большой интерес к работе. ...Конечно, поначалу у нас были сложности, нам казалось, что ничего не получится. Когда начинали устанавливать опоры, выставляли колонны, ригели, то хотели вызвать сюда специалистов из Польши. Потом немного постарались и управились своими силами. Сейчас работа идет быстро и легко. Все трудности остались позади”.
Да, в качестве аргумента, к примеру, в суде, этот поднимающий корпоративный дух материал использован быть не может. Но этого достаточно, чтобы задать вопрос: когда же говорили правду - в феврале или в мае, то есть уже после случившейся трагедии? Впрочем, не нам в этом разбираться - на то есть уполномоченные органы и ведомства. Ведь дело, как мы понимаем, подходит под положения Уголовного кодекса. А как наказать российского субподрядчика? Запретить ему работать на территории Казахстана? Ну и ладно - масса других рынков. И при таком раскладе, когда трагически погиб человек и больше десяти в больнице (жертв могло быть гораздо больше - на площадке находились 52 человека), “Базис” вроде как выходит победителем из сложившейся ситуации. То есть тихо раздает компенсации, валит всю вину на третью сторону и продолжает работать как ни в чем не бывало. Красивая схема. Объект завершат в срок и за счет строительной компании. Естественно, что ни о каких санкциях не может идти и речи. Тем более что скандал сейчас никому не нужен. Ведь, по планам, в Алматы должны построить еще как минимум 18 подобных инженерных сооружений. И можно быть уверенным - несмотря на смачное пятно на репутации, “Базис” все равно возьмет несколько подобных проектов. Ведь не зря сейчас эта компания делает акцент на поляках, мол, российские субподрядчики себя дискредитировали, поэтому мы будем работать только с профессионалами из Польши. А это звучит уже куда солиднее. И опять - “Базис” вроде как в стороне и выступает исключительно в роли заказчика. А что же наше прошлое? Например, строительство торгового центра “Алмалы” - в результате работ пострадала так называемая Новая площадь - “дала трещину” и кое-где даже обрушилась. Результат - закрытие одного из самых оживленных участков города. Или опять-таки трещина, но уже в готовом сооружении - пошел по шву элитный комплекс “Столичный центр”. Но и тогда нашли виноватого - сослались на естественную усадку грунта. Виноватой оказалась природа. |