Юлиана Жихорь
Казахстан законодательно оформляет принципы своего участия в миротворческой деятельности. Вчера мажилисмены одобрили соответствующий закон и сопутствующие ему поправки
Представляя законопроект “О миротворческой деятельности”, заместитель министра обороны Талгат Мухтаров заявил, что документ позволит “повысить имидж Казахстана на мировой политической арене, будет способствовать продвижению интересов в международном обществе и организациях и даст возможность получить ценный опыт взаимодействия с военным и гражданским персоналом других государств, будет способствовать укреплению партнерских взаимоотношений”.
Но самое главное, заявил Мухтаров, позволит “подготовить Вооруженные силы, другие государственные органы по выполнению задач по обороне страны, пресечению конфликтов низкой и средней интенсивности, по обеспечению медикаментами, продовольствием и другим имуществом население, беженцев, пострадавших от военных действий... Тем самым ясно видна необходимость принятия данного законопроекта”.
Собственно, все это Казахстан мог бы вполне реализовать и без соответствующего закона. Последний же потребовался для того, чтобы гарантировать социальное обеспечение участникам миротворческих миссий. “Только в 2012 году через Закон “О воинской службе и статусе военнослужащих” удалось внести ряд льгот для миротворцев, выполняющих свою миссию в Ираке. При этом участники событий на таджикско-афганской границе вообще остались без льгот, - пояснил вице-министр. - Поэтому, учитывая все эти факторы, мы вносим законопроект “О миротворческой деятельности”.
Депутаты в целом согласились. Но от того, чтобы задать пару вопросов, не удержались.
Виктор Киянский, например, спросил, во сколько обходятся государствам-миротворцам такие операции, кто и сколько будет выплачивать компенсаций? Вице-министр пояснил, что каждая операция имеет свой бюджет, включающий расходы на транспорт, материально-техническое обеспечение, вооружение и т.п. При этом гражданские военнослужащие-миротворцы получают зарплату от собственных стран. ООН же возмещает “определенные расходы” за персонал, вооружение, технику и иное имущество. По словам Талгата Мухтарова, “ООН утверждена единая ставка компенсаций за участие военнослужащих - 1028 долларов в месяц на одного”. Расходы же за участие гражданского персонала, вооружения, техники и иного имущества всякий раз оговариваются в специальных меморандумах со странами - участницами операций.
Поправки в сопутствующие законы также предусматривают урегулирование вопросов ввоза и вывоза имущества, необходимого для функционирования национального контингента, а также направлены на решение вопросов по обеспечению военнослужащих питанием в период проезда в район проведения миротворческой операции и обратно, а также предоставления санитарно-курортного лечения военнослужащим, возвратившимся из миротворческой операции.
Например, военнослужащим-миротворцам положено от семи до 21 дня санитарно-курортного лечения. Определять, кому и сколько дней положено отдыхать, будет министр обороны, сообщил Мухтаров, отвечая на вопрос мажилисвумен Ольги Киколенко.
Одобрив несколько законопроектов, депутаты разошлись по кабинетам. Удивительно, но накануне президентских выборов и после долгих весенних праздников ни у одного из них не возникло вопросов к правительству: депутатские запросы на пленарке отсутствовали.
Астана |