|
Ботагоз Омар
К 2022 году треть республиканских дорог в Казахстане будут платными, причем за их счет власти намерены покрыть текущее содержание всех межгородских трасс. Такое решение было принято после успешного запуска первой и единственной пока платной дороги Астана - Щучинск - Боровое, на которую с середины прошлого года средств из госбюджета не выделяется
По словам первого заместителя председателя правления национальной компании “КазАвтоЖол” Улана Алипова, среднесуточный сбор от трассы Астана - Щучинск - Боровое составляет около трех миллионов тенге (летом собирается 3,5 - 4 миллиона, зимой 1,5 - 2 миллиона тенге). В 2013 году с этого участка, плату за проезд по которому установили с 1 июня, удалось собрать 561 миллион тенге, в 2014 году - 1,065 миллиарда, в 2015 году планируется собрать 1,1 миллиарда тенге.
Автор материала летом в час пик (как правило, в воскресенье вечером) не раз наблюдала, как во время заторов на этой трассе шлагбаумы открывались. В итоге автовладельцы пересекали “платную зону”, так и не заплатив. Как оказалось, даже в этом случае плата с них будет взиматься.
“Да, такая практика есть, и она применяется во всем мире. Это делается, чтобы заторов не было. Если длина затора превышает 250 метров, мы открываем шлагбаум и пропускаем автомобили. Но эти средства все равно потом начисляются, так как установлена программа с базами данных, и по номерному знаку программа фиксирует должников. Поэтому, когда автомобиль проедет по этой трассе второй раз, он будет платить уже двойную сумму”, - пояснил “НП” Улан Алипов.
Кстати, на вышеупомянутой дороге используется гибридная система, в соответствии с которой шлагбаум установлен на выезде (при въезде плата не взимается), но сейчас представители Нацкомпании рассматривают возможность внедрения в Казахстане открытых систем, в которых шлагбаумы не предусмотрены. Есть только камеры, которые фиксируют автомобили, пересекшие платные участки. “Перед ними будут установлены киоски, в которых необходимо будет оплатить проезд. Но если водитель проехал, не заплатив, инспектор может начислить штраф в десятикратном размере”, - отметил первый зампред Нацкомпании.
“Нам предлагают такую систему, но мы пока такое решение не приняли, люди еще не готовы к этому. И потом, необходимо решить вопрос, какое ведомство будет их останавливать и штрафовать: МВД или транспортный контроль. Здесь опять-таки есть риск человеческого фактора”, - отметил Улан Алипов.
Система взимания оплаты за проезд по платной трассе постоянно совершенствуется. Так, сегодня необходимую сумму можно внести не только через терминал, но и посредством карточки. Для этого необходимо взять специальное устройство, транспондеры. “Они бесплатно выдаются, но так как это государственное имущество, мы за их сохранность берем залог в размере трех тысяч тенге. По нему на свой счет вы зачисляете деньги, и при проезде не надо останавливаться и платить наличность”, - отметил представитель “КазАвтоЖол”. Он добавил, что сейчас оператором дороги подписан контракт с компанией Kassa-24, благодаря которой уже в середине текущего года оплату можно будет производить через терминал, по примеру пополнения единиц за услуги сотовой связи.
В целом до 2022 года компания намерена внедрить систему платности на республиканских дорогах общей протяженностью 6982 километра. С них ориентировочно будет собираться 40,9 миллиарда тенге. “Этих средств достаточно, чтобы покрыть расходы на содержание дорог всей республиканской сети протяженностью более 23,6 тысячи километров. Это позволит решить многие проблемы, связанные с текущим состоянием трасс”, - отметил первый заместитель председателя правления компании. Для сравнения: при ежегодной потребности 41 миллиард тенге сейчас на содержание дорог выделяется около 10 миллиардов тенге.
Платность будет внедряться по мере реконструкции и по мере завершения строительства. На эти цели до 2020 года из республиканского бюджета потребуется 2,4 триллиона тенге.
Астана |