Ботагоз Омар
Закон о хлопковой отрасли не дает никакого выхлопа. Скорее, напротив, тормозит ее развитие. Поэтому группа депутатов предлагает снять запрет с хлопкоперерабатывающих предприятий на занятие предпринимательской деятельностью
Итак, для начала вспомним предысторию вопроса. Для чего и в отношении кого, собственно, этот запрет вводили. Как пояснил “НП” генеральный директор Казахского научно-исследовательского института хлопководства, член-корреспондент НАН РК, доктор сельскохозяйственных наук Ибадулла Умбетаев, запрет этот ввели с принятием Закона “О развитии хлопковой отрасли” в 2007 году.
Прежде хлопкоочистительные заводы брали в коммерческих банках кредиты, рассчитывая на хороший урожай хлопка. “Но, к сожалению, в отдельные годы из-за погодных условий и вредителей на полях они оказались неплатежеспособными. Речь шла о возврате до пяти миллионов долларов США. Тогда провели несколько заседаний на высоком уровне с участием президента и предложили, чтобы хлопкоочистительные заводы работали только в качестве переработчиков, не занимаясь коммерческой деятельностью”, - отметил глава НИИ.
По словам участников рынка, на практике эти заводы осуществляют свою деятельность по привлечению инвестиций через трейдерские компании, которые, по сути, являются аффилированными структурами этих заводов.
По информации депутата мажилиса Розакула Халмурадова, который на недавнем пленарном заседании палаты представил законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам развития хлопковой отрасли” для рассмотрения в первом чтении, на сегодняшний день 99,5 процента агроструктур, производящих хлопок-сырец, продают свою продукцию не на заводы, а в пункты приема, то есть любым трейдерским компаниям. В свою очередь, трейдерские компании сдают сырье хлопкоперерабатывающим организациям от своего имени.
“Деятельность трейдерских компаний осталась вне контроля, и есть расхождения в объемах между произведенным хлопком-сырцом и хлопком, переработанным на хлопкоочистительных заводах”, - пояснил депутат.
Поэтому мажилисмены предлагают включить в ряды участников рынка хлопка организации, приобретающие хлопок-сырец, а в целях контроля внести юридическое понятие “хлопкозаготовительная организация”.
Розакул Халмурадов напомнил, что по действующему закону хлопкоперерабатывающим организациям запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность помимо первичной переработки хлопка-сырца в хлопок-волокно и оказания услуг по складской деятельности с выдачей хлопковых расписок.
“Эта норма если не навредила, то и не принесла пользы ни хлопкоробам-земледельцам, ни хлопкоперерабатывающим организациям. Наоборот, снижается сумма налоговых отчислений в местный бюджет от хлопкоперерабатывающих организаций”, - сделал вывод депутат, отметив, что ТОО “Корпорация “Ак алтын” до вступления в силу этого закона ежегодно платило налог в размере 20-25 миллионов тенге, а после его принятия сумма налоговых поступлений снизилась вдвое.
Поэтому депутаты предлагают снять этот запрет на осуществление предпринимательской деятельности хлопкоперерабатывающими организациями. Это позволит им участвовать в осуществлении закупа хлопка-сырца у сельхозтоваропроизводителей, предоставляя свое имущество в залог перед кредитными организациями, осуществлять финансирование сезонных работ хлопкоробов для выращивания хлопка посредством заключения фьючерсных контрактов. Кроме того, предлагаемые поправки направлены на урегулирование процессов заготовки и закупа хлопка-сырца.
Астана |