|
Алла Иванилова
Планы Астаны
Недавно в Астане прошли общественные слушания очередной корректировки Генерального плана развития до 2030 года
Представлен на всеобщее обозрение генеральный план развития, седьмой по счету за годы существования Астаны как столицы. На это раз корректировка была связана с проведением международной выставки ЕХРО-2017. По подсчетам чиновников на момент проведения выставки в городе будут проживать 900 тысяч человек. Еще свыше пяти миллионов человек посетят Астану за три месяца. В этой связи не должно быть дефицита в объектах обслуживания, а инженерная и транспортная структуры должны справляться с такой “нагрузкой”.
Первым делом сотрудники ТОО “Научно-исследовательский проектный институт “Астанагенплан” уделили внимание инфраструктуре. Городок ЕХРО расположился в центре города на 176 гектарах, ранее на этом участке предполагалось построить микрорайоны, культурные центры и спортивные сооружения. Это все не исчезнет, а лишь переместится в другие части города.
В восточной части города появится новый железнодорожный вокзал, который займет площадь в десятки гектаров и сможет пропускать 35 тысяч пассажиров в сутки. Также будет построено два пассажирских автовокзала восточного и западного направлений с пропускной способностью в пять тысяч пассажиров в сутки каждый, а также дополнительный терминал в аэропорту. Новая воздушная гавань появится в Астане до 2030 года. Чиновники и архитекторы долго думали о месте ее дислокации - Кокшетауская или Карагандинская трассы. В итоге остановились на втором варианте. Старый аэропорт сносить не будут. Предполагается, что он станет президентским, для правительственных нужд и VIP-персон.
Транспортная инфраструктура, согласно генплану, тоже претерпит изменения. Корректировка коснется в первую очередь той части города, где будут происходить события, связанные с ЕХРО-2017. Самое главное новшество - транспортное кольцо, от которого во все стороны отходят въездные магистрали. Оно представляет собой восьмиполосную безсветофорную магистраль непрерывного движения, которая охватит “центровой” квадрат города. Все семь въездных магистралей подчинятся системе трех параллельных улиц. На одной из них с 2017 года будет проходить BRT - быстрые автобусы с выделенными полосами, а в будущем LRT - метро на специальных опорах. Две боковые дороги на расстоянии пешеходной доступности в пределах 500 метров - это односторонние въезды и выезды из центральной части города. Появится еще восьмая магистраль, соединяющая город с зоной отдыха Майбалык. В местах пересечения с непрерывной дорогой построят пересадочные терминалы - многоуровневые здания, где с одного общественного транспорта можно пересесть на другой. Там же будут находиться многоэтажные паркинги, стоянки и прокат велосипедов. Таким образом, архитекторы хотят разгрузить центральную часть города не насильственным путем, а удобством.
Кстати, велобанам и велосипедному движению в обновленном генплане придается большое значение. Велосипедное движение поделили на два вида: будничные поездки, то есть к местам работы, учебы, и выходные - к местам отдыха. Второй маршрут будет проходить вдоль набережной реки Есиль. А вот развязок в городе станет меньше. Их оставят там, где они действительно нужны: на восьмиполосной непрерывной дороге, по строящейся улице Бейсековой, Акжол, 27-й улице или Хусейна Бен Талала, в районе вокзала. Таким образом, получится своеобразный прямоугольник.
Все предыдущие генеральные планы разделяли город на три части - левый, правый берег и промышленную зону. Теперь Астана станет полицентричным городом. Будет около десятка “центров”. Для каждого района построят свой парк, торгово-развлекательный комплекс, транспортно-пересадочный терминал. Территории “Целинсельмаша”, Промышленного, Силикатного постепенно освободят от производств и построят там новые дома.
Астана будет утопать в зелени - обещают архитекторы, что будет отличать казахстанскую столицу от других городов. К тому же лес - это защита летом от пыли, а зимой - от снежных заносов. Более половины территории столицы составят зеленые насаждения. Они идут со всех сторон города. Со стороны Борового будут заходить хвойные леса, с северной части - лиственные, смешанные, с юга - лесостепная зона. По словам разработчиков генплана, это почти в два раза больше, чем в самых продвинутых городах, где паркам отдано 30 процентов площади.
Вполне гармонично должна выглядеть Астана с высоты птичьего полета. Для этого будет применяться концепция размещения объектов по этажности. Высотность зданий будет падать к границам города и наоборот - подниматься к центру. Такая градация, по мнению архитекторов, позволит ориентироваться в столице и отличать центр и периферию. По новому генплану усадебная застройка займет 17 процентов от общего жилого фонда, дома в 3-4 этажа - 15 процентов, 5-9-этажки - 34 и еще 34 процента - небоскребы.
Продумали в новом генплане связь города и пригородной зоны. Они не изолированы друг от друга, а сосуществуют в симбиозе. Основной акцент сделан на так называемую 60-километровую зону ввиду ее “часовой доступности”. В пригородной зоне Астаны 111 поселков, и каждому из них придадут экономическую специфику, чтобы были рабочие места и гарантированный сбыт продукции. Близлежащие поселки будут обеспечивать столицу не только продовольствием, но и строительными материалами. Раньше вокруг города было 40 карьеров, где добывали песок и щебень. Эту практику надеются возобновить, тем более что разведанных мест достаточно, да и желающих организовать производство стройматериалов хватает. Также пригородную зону намерены использовать для кратковременного отдыха. К сожалению, в Астане с этим проблема - выехать недалеко на пикник не представляется возможным ввиду ограниченного выбора благоустроенных мест для отдыха.
Массированного сноса скорректированный генплан не обещает. При этом новшеств будет немало: зоопарк, ботанический сад, новое здание акимата, два театра, аквапарк. Основная численность, объемы, параметры остаются без изменений. В частности, прежняя прогнозная численность населения к 2030 году - 1 миллион 200 тысяч человек, а на 2017 год - 900 тысяч жителей. Территория города также остается в пределах 71 тысячи гектар. При этом обеспеченность квадратными метрами каждого человека должна дорасти до 30 (при сегодняшнем показателе в 17) квадратных метра на человека. Итого жилой фонд должен раскинуться на 37 миллионах квадратных метров. Социальные объекты тоже остаются незыблемыми: 173 школы, 300 детсадов.
Впрочем, очередной план будущего Астаны может претерпеть изменения, впереди - рассмотрение правительством, которое сейчас экономно подходит к расходованию государственных средств.
Астана |