|
Айгуль Жилкишина
Вчера во Дворце Республики состоялась встреча акима Алматы Ахметжана Есимова с жителями города. Подводя итоги социально-экономического развития за 2014 год, градоначальник отметил, что в южной столице можно констатировать положительную динамику роста, несмотря на кризисную ситуацию в глобальных масштабах, и Алматы остается самым привлекательным для жизни городом в стране
“Алматы - город, комфортный для жизни” - это не просто слоган для администрации города, а первостепенная цель. Жителям города нужны хорошего уровня работа, жилье, образование, медицинское обслуживание и досуг, тогда среду обитания горожан можно назвать благоприятной.
Один из самых важных показателей качества жизни - среднемесячная заработная плата выросла на 12,5 тысячи тенге по сравнению с 2013 годом и достигла 155 тысяч тенге. Глобальный рост экономики города - валовый региональный продукт (ВРП) - составил 6,3 процента. Этот один из самых лучших показателей по стране за пять лет вырос вдвое и составил восемь триллионов тенге (одна пятая часть ВНП Казахстана). Как и прежде, Алматы поставляет в бюджет страны больше всех налоговых поступлений.
2014 год можно обозначить годом строительства - столько построенного жилья не сдавалось в эксплуатацию за весь период независимости. Около 20 тысяч семей въехали в новые квартиры - на 15 процентов больше, чем в предыдущий год, и в два раза больше, чем в лучшие годы советского периода. Принято считать, что в ту эпоху получить квартиру от государства было значительно проще и легче, чем сейчас.
Город машин
Экологические вопросы для жителей южной столицы становятся с каждым годом все важней, поэтому улучшению экоситуации городские власти придают большое значение. Они разработали стратегию развития по трем направлениям: городская инфраструктура, транспортная система, благоустройство и озеленение территорий.
В первую очередь акимат города занимается строительством новых дорог и ремонтом старых. Движению транспортных и воздушных потоков нашего города большую услугу оказывают дорожные развязки - всего их в городе 30, а 19 из них построены за последние годы. В 2015-м заработают еще три новых.
Коммунальный транспортный парк города - это 600 автобусов, 400 такси, 270 троллейбусов и трамваев. Общественный транспорт все больше становится популярным - за пять лет количество пассажиров увеличилось в 1,7 раза. При этом за последние 3,5 года количество экотранспорта (работающего на электроэнергии и сжиженном газе) в южной столице увеличилось с 10 до 60 процентов. По планам акима, весь общественный транспорт Алматы должен на 100 процентов стать экологически чистым. Это значительно оздоровит атмосферу города, если учитывать, что им пользуется сегодня 32 процента пассажиров города. В крупных мировых мегаполисах с индексом “А” (самый высокий уровень комфортности городской среды) муниципальный транспорт предпочитают 50 процентов жителей - так что нам есть, куда стремиться: заинтересовать водителей пользоваться экологически безвредными автомодификациями, которые пока достаточно дорогие. Кроме того, к 24 000 пассажирам нашего метрополитена добавятся новые, так как в этом году войдут в строй две новые станции метро - сейчас там идут испытательные работы.
Город для людей
Зеленый фонд города - его лицо. На 1,6 миллиона алматинцев приходится 1,3 миллиона деревьев - почти по одному на каждого жителя. С 2010 года власти города проводят полномасштабную чистку - из 39 500 отслуживших свое деревьев 35 000 уже вырубили. Обеспокоенных алматинцев аким заверил - вырублено много деревьев, но посажено в четыре раза больше. Для комфортного досуга горожан власти города реконструировали 25 парков и скверов.
Есть у Алматы еще один бич - стихийные базары. Справедливости ради нужно сказать, что ситуация медленно, но верно улучшается. Демонтажные работы на 21 рынке города уже закончены, на семи еще ведутся. На местах временной торговли возведены шесть современных торговых центров, а в девяти еще продолжаются строительные работы. Разумеется, с соблюдением всех норм санитарной и пожарной безопасности. Эти меры по благоустройству базарчиков отвечают не только эстетическим требованиям, но и помогают вывести торговлю из тени, что увеличит налоговые поступления, которые пойдут на их же благоустройство. Вопреки пессимистическим прогнозам, розничный товарооборот из-за исчезновения старых барахолок не снизился (как и после девальвации тенге начала 2014-го), а увеличился на 9,3 процента.
Город трех олимпиад
На вопрос отставного военного, не слишком ли много знаковых событий - Азиада-2011, Универсиада-2017, зимняя Олимпиада-2022 - для одного города, Ахметжан Есимов ответил: “Для алматинцев это благо”. Если бы не было зимних Игр-2011, то и не было бы многих зданий в нашем городе, которые построены специально для этого события - теперь же они служат украшением города. При этом подготовительный период бывает значительно интересней, чем само событие. Обогатится инфраструктура города - появятся новые строительные объекты, отремонтируют и построят дороги. Кроме того, туристами заполнятся гостиницы, появятся новые рабочие места.
Есть и другой аспект - престиж. К примеру, 18 февраля на итоговую пресс-конференцию оценочной комиссии МОК было аккредитовано 150 журналистов, из них 35 иностранных. А в декабре 2014-го во время визита Президента Франции Франсуа Олланда в Алматы было гораздо меньше журналистов - вот что значат Олимпийские игры. Наконец повысится узнаваемость города, страны, что привлечет интерес туристов.
Заканчивая выступление, глава администрации города отметил, что глобальный экономический кризис может отразиться на экономическом развитии как страны, так и города. Поэтому в нынешних условиях нужно адаптироваться к новым экономическим реалиям и принять антикризисные меры. Аким отметил, что, несмотря на оптимизацию бюджетных расходов, социальные обязательства будут выполняться и в дальнейшем. Для этого городские власти разработали план по привлечению инвестиций и поиску внутренних резервов. |