|
Вкушая плоды демократии, можно прилично подкрепиться
Аргументы от противного
Один выходец из Казахстана, живущий ныне в городе Сиднее в Австралии, наш неплохой знакомый, спросил нас по сети о политическом моменте. Прочел он в своей местной газете “Сидней пост” заметочку о нашей, далекой для него теперь стране.
И написал бывший соотечественник: “Правда ли, что у нас опять выборы, и что это означает?”. Вот “Сидней пост”, мол, считает, что это “проявление недемократичности и даже какого-то неуважения к общепринятым в цивилизованном мире нормам”.
Ну, вначале подивились мы тому, что Австралия теперь, в нашем глобализованном мире, для нас страна отнюдь не далекая, то есть и в ней нынче знают, кто мы, какие мы и что у нас. А подивившись, как-то задались вопросом: какие мы такие общепринятые нормы, по мнению австралийских жителей, нарушили?
И спросили у “бывшего”: “Кто сегодня там у вас премьер-министр?”. Он сказал, что какой-то Тони Эббот. Спросили мы его и о том, какую партию сей Эббот возглавляет. “Не знаю, - ответил наш бывший, - я на выборы не хожу. Кажется, он лейборист”. А потом, спустя полминуты, добавил: “Или либерал”.
“Как же так? - ответили мы ему. - Ведь это же безобразие какое-то! Ты, уже гражданин страны, не знаешь, кто тобой правит! Тогда скажи нам: а когда этот либерал-лейборист был избран?”
На что тоже получили такой же ернически-беспомощный “ответ”: “Да я-то откуда знаю? Кажется, в прошлом году”.
Вот так вот. Причем, заметим, что такое вот крайне легкомысленное отношение к ответственному выбору и общепринятым нормам присуще не только недавно обращенным, так сказать, гражданам “свободного мира”, но и, казалось бы, сведущим политологам и журналистам оттуда же.
Случалось нам неоднократно с ними дискутировать. Приведем один пример. Работал в Алматы больше десяти лет корреспондент газеты “Гардиан” Джон Маквильямс. Хороший такой парень. Любил “Шымбулак” и “Медеу”, бешбармак и казы. Но вот все остальное как-то не очень. И особенно нашу повседневную и общественную жизнь. И критиковал без умолку наши политические реалии.
Но вот однажды, когда на весьма Туманном Альбионе прошли новые, внезапные выборы, мы спросили Маквильямса: “Почему это в твоей родной Британии вдруг назначили внеочередные парламентские выборы?”. “Так, наверное, надо, - невозмутимо ответил Маквильямс, - так решили в парламенте”. “А почему это у вашего премьер-министра вдруг появился заместитель, хотя законодательством это не предусмотрено?”
И Маквильямс опять пожал плечами. “Хорошо, - не унимались мы, - а почему это у вас вот уже сотни лет только две политические партии, которые фактически делят власть?” Вот тут Джонни преобразился и решительно нас просветил: “Такие у нас политические традиции”. Причем просветил он с таким убедительным наклоном, который как-бы ставил нас на место: “Традиция такая, ясно вам? И не вам об этом спрашивать”. Демократия, мол, у нас такая.
Нет, мы отнюдь не стремимся идеализировать или даже защищать те традиции, которые у нас в нашей политической жизни сложились. Мы даже не знаем, будут ли нынче у нас внеочередные выборы, так как еще идут по этому поводу консультации и прочее. Но то, что мы уже чего-то там “общепринятое” нарушили, мы уже знаем. Хотя еще ничего, собственно, такого не сделали.
Наверное, остается лишь сказать всем этим маквильямсам, что так надо и традиции у нас такие. Что же касается неких “общепринятых” норм, то вы, ребята, все эти нормы трактуете так, как вам заблагорассудится. Не так разве? И занимались бы вы лучше своими проблемами, их у вас ох как предостаточно. |