Ботагоз Омар
До 2020 года в стране планируют построить 260 объектов придорожного сервиса. Для развития сервисных пунктов вдоль республиканских дорог “КазДорНИИ” разработал стандарт, который вводят в действие с середины текущего года. В нем объекты придорожной инфраструктуры делят на четыре категории: А, В, С, D
“В объектах комплекса А должно быть все: и заправка, и гостиница, и пункт питания, и торгово-развлекательная зона, и магазин, и туристические объекты, и т.д. В комплексах В - все, за исключением торгово-развлекательной зоны. В комплексах С - благоустроенные теплые санузлы, пункт питания, стоянка и место для пикника. Комплексы D будут включать заправку, благоустроенные теплые санитарные узлы и магазин”, - пояснил на встрече с журналистами Улан Алипов, первый заместитель председателя правления АО “НК “КазАвтоЖол”.
Этого, конечно, недостаточно. И тем не менее... Сейчас при общей потребности в республиканской сети автомобильных дорог более 400 комплексных объектов сервиса в Казахстане действуют лишь 44 комплекса с полным охватом всех сервисных услуг. То есть число объектов придорожной инфраструктуры в течение пяти лет планируют увеличить в пять раз.
Придорожные комплексы с участием государства будут построены в первую очередь вдоль трассы Астана - Павлодар (в частности, возле Торгая и Шидерты), а следующие два проекта могут появиться вдоль трассы Астана - Караганда (в районе Аршалы и Ошаганды).
После завершения строительства такие сервисные точки планируют отдать в аутсорсинг. Предположительно средства в бюджет будут возвращены за счет взимания арендной платы. Участие государства в таких проектах в национальной компании обосновывают их низкой самоокупаемостью ввиду сезонного фактора. Зимой эти точки сервиса будут выполнять функцию пунктов обогрева.
Кроме того, планируют, что до 2020 года в Казахстане будет построено и реконструировано более 7,5 тысячи километров республиканских автомобильных дорог, четыре тысячи километров из которых будут переведены в I техническую категорию с 4- и 6-полосным движением.
По направлению “центр - юг” работы ведут на 273 километрах автодорог Астана - Темиртау и Алматы - Капшагай. Параллельно с этим разрабатывают проектно-сметную документацию девяти участков между Темиртау и Карагандой, Аксу Аюлы и Акчатау, а также Бурубайтал и Курты общей протяженностью 379 километров.
При развитии коридора центр - восток сегодня реконструкцией охвачены автодороги Астана - Павлодар и Семей - Калбатау - всего 570 километров. Также разрабатывают ПСД 10 участков между Павлодаром и Семеем и между Калбатау и Усть-Каменогорском протяженностью 404 километра. Работу по этим проектам планируют начать в текущем году.
Что касается направления центр - запад, сейчас ведут работы на дороге Актау - Бейнеу, которые планируют завершить в 2016 году. В текущем году планируют разработку ПСД по участку Актобе - Атырау с началом реализации в 2016 году.
Кстати, прежде депутаты озвучивали специальные запросы в правительство, в которых обращали внимание на то, что им стыдно за придорожный сервис. “У нас ни одного сервиса порядочного на дорогах нет. За рубежом я езжу и вижу, что все совершенно по-другому: сервис, туалеты... Мы-то привыкли, а когда с гостями едешь, заводить их туда опасно и стыдно. Для создания рабочих мест можно предложить придорожные комплексы и в частные руки отдать. Лучше заплатить, но знать, что чисто и тепло”, - отметил сенатор Мухтар Алтынбаев, обращаясь к министру внутренних дел Калмуханбету Касымову.
Астана |