|
Юлиана Жихорь
Мажилисмены приступили к работе над поправками в бюджет текущего года. Поправки направлены на оптимизацию расходной части вследствие ухудшения экономической ситуации в стране на фоне общемирового кризиса и рецессии в соседней России. Под правительственный “нож” попало 10 процентов всех бюджетных расходов. Впрочем, как обещают в правительстве, собственно секвестрирования как такового нет - речь идет лишь о переносе части расходов на будущие годы
Необходимость оптимизировать расходы вызвана ясным дефицитом в доходной части бюджета. Как сообщил министр финансов
Бахыт Султанов, “прогноз доходов (без учета трансфертов) оценивается в объеме 3 219,9 миллиарда тенге, или на 939,6 миллиарда тенге ниже ранее утвержденного объема, в том числе за счет снижения по налоговым поступлениям на 959,6 миллиарда тенге”. Получается, что страна только на налогах в этом году может недополучить триллион тенге.
В первую очередь отечественные экономисты кивают на низкие цены на нефть и металлы - наши основные экспортные продукты. Стоимость барреля в январе опускалась до отметки в 46 долларов (и это при заложенных в бюджет 60 долларах за баррель), продемонстрировав в целом в 2014 году 50- процентное падение стоимости (собственно, потому и пришлось в ноябре корректировать бюджет 2014 года - денег в бюджете уже тогда не хватало). Цена железорудного сырья и металла, которым торгует один из крупнейших налогоплательщиков страны “Арселор Миттал”, в прошлом году опустилась на треть. По итогам прошлого года многие горнорудные компании насчитали снижение объемов прибыли до 90 процентов. “Арселор Миттал” говорил о снижении прибыли более чем на 40 процентов.
Соответственно падают и объемы налоговых поступлений в госказну от компаний горнорудного и нефтяного сектора - основных поставщиков доходной части казахстанского бюджета. Надежды на замещение сырьевой составляющей предприятиями ПФИИР пока мало - многие из запущенных проектов еще даже не вышли на проектную мощность.
Вследствие этого приходится уменьшать и объемы потребления, то есть расходы. Они будут снижены на 610,7 миллиарда тенге и составят 7,2 триллиона.
Наибольшая сумма оптимизации приходится на социальную сферу: образование, здравоохранение, соцобеспечение, культуру, спорт, туризм. По этому направлению они уменьшены на 221,6 миллиарда. Но, как сказал Султанов, “с учетом общего сокращения их доля в расходах бюджета остается стабильной - 39,2 процента”, то есть на ранее планируемом уровне.
138,2 миллиарда тенге перераспределили. Так, увеличили на 37,2 миллиарда финансирование “Дорожной карты занятости-2020”: 13,8 миллиарда направили на ремонт и реконструкцию ЖКХ, инженерно-транспортной инфраструктуры и социально-культурных объектов, строительство врачебных амбулаторий; 10,3 - на содействие предпринимательским инициативам на селе; 8,9 миллиарда - на обучение основам предпринимательства и мероприятия по содействию в трудоустройстве через обучение и переселение в рамках потребностей работодателя. Еще 4,3 миллиарда - на дальнейшее обеспечение центров занятости населения.
По расчетам Кабмина, это позволит создать около 21 тысячи рабочих мест.
А вот расходы на апробирование подушевого финансирования начального, основного среднего и общего среднего образования сокращены на 12,3 миллиарда: власти решили ввести таковое лишь в 10-11 классах.
Но самое главное - оптимизированы расходы на целый ряд направлений, который предлагали депутаты. Так, на проведение научно-прикладных, аналитических исследований в этом году потратят на 9,5 миллиарда тенге меньше ранее планировавшегося. Целевой вклад в АО “Назарбаев Университет и Назарбаев Интеллектуальные школы” сократится на 11,7 миллиарда, из которых 4,7 - по холдингу “Кќсіпк?р”. Срезают и расходы на материально-техническое оснащение республиканских и местных медицинских организаций здравоохранения (10,2 миллиарда), на строительство новых объектов образования, здравоохранения и социального обеспечения, а также на капитальный ремонт республиканских зданий организаций образования и здравоохранения (26,9 миллиарда тенге).
В этом году денег не хватит и на обещанное повышение зарплат бюджетникам. “С учетом складывающейся экономической ситуации в стране предложено реализацию новых инициатив текущего года с расходами в общей сумме 189,9 миллиарда тенге перенести с 1 июля 2015 года на 1 января 2016 года”, - сообщил Султанов. Пояснив, что речь идет в том числе и о внедрении новой модели оплаты труда гражданских служащих (156,3 миллиарда тенге), и о повышении уровня оплаты труда государственным служащим корпуса Б (11,1 миллиарда).
Расходы на реальный сектор также оптимизировали, передвинув часть затрат на 2016 и 2017 годы. Например, на более поздние сроки сдвинуто финансирование Государственной программы развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы Республики Казахстан до 2030 года на общую сумму 34,0 миллиарда тенге из утвержденных 499,3 миллиарда.
В Программе индустриально-инновационного развития под оптимизацию попали 3,3 миллиарда (это на инфраструктуру СЭЗ и индустриальных зон, техническое регулирование и метрологию).
Еще на три миллиарда сократятся расходы на научные исследования в агропромышленном комплексе.
Финансирование развития регионов также подсократят (на 83,3 миллиарда). Будут сдвинуты проекты “Ак булак”, “Доступное жилье-2020”, “Модернизация ЖКХ” и ряд других направлений.
Кроме того, оптимизации подлежат расходы на организацию и проведение Международной специализированной выставки ЭКСПО-2017 в городе Астане в сумме 10 миллиардов, из которых почти семь - на строительство выставочного комплекса.
В общем, кризис вынуждает власти более скептически посмотреть на чрезмерно раздутые бюджеты разного рода программ и проектов. И пообещать более тщательно следить за целевым использованием столь дефицитных сейчас бюджетных денег. Депутаты грозят, что за процессом расходования они также будут смотреть “сквозь лупу”.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |