Алла Иванилова
Услуги и слуги народа
От качества государственных услуг зависит мнение о власти. К сожалению, в столице Казахстана не все так показательно, как хотелось бы. Количество жалоб горожан на чиновников с каждым годом растет
Глава государства неоднократно давал наказ государственным служащим не гонять людей по кабинетам. И вынужден был напоминать, что прежде всего - они слуги народа, а не наоборот. Однако на практике получается обратное. Чтобы получить официальную бумагу или госуслугу, необходимо побегать.
Недавно в Астане прошел семинар-совещание по вопросам качества государственных услуг, оказываемых столичными госорганами. Выяснилось, что в этой сфере немало нарушений. “Нами установлены факты элементарного незнания госорганами точного количества оказываемых ими услуг, системных нарушений закона о государственных услугах, а также создания бюрократических барьеров, искусственно создаваемых самими же госорганами. К таковым относятся несоответствие стандартов и регламентов законодательства о госуслугах, затягивание сроков, запрашивание лишних документов, необоснованные отказы в предоставлении услуг и другое”, - отметил руководитель департамента Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции по городу Астане Дулат Азбергенов.
“Одно из распространенных нарушений - при наличии стандартов не утверждены регламенты госуслуг. До сих пор вне реестра остается ряд социально значимых услуг, на которые государство выделяет огромные средства”, - отметил он. К примеру, в управлении занятости и социальных программ отсутствуют регламенты по всем 15 предоставляемым услугам. При этом только в прошлом году их оказано свыше 200 тысяч. В стандартах не предусматривается создание условий для лиц с ограниченными возможностями, при этом данная обязанность законодательно закреплена. Управлением здравоохранения Астаны в прошлом году оказано больше всех услуг - 4,7 миллиона. Однако такие услуги, как выдача бесплатных медицинских препаратов, медико-социальная реабилитация и квотирование по лечению тяжелых форм заболеваний не внесены в реестр.
Кстати, аким Астаны
Адильбек Джаксыбеков попросил руководителей столичного здравоохранения разобраться, почему в поликлиниках очереди. Недоумевал градоначальник - зачем всех отправляют к терапевту, если человек пришел к лору или травматологу. “Кроме того, вы ввели вроде как прогрессивную практику “Семейный врач”, а на деле эта практика все ухудшила, и среди населения по данному вопросу большие жалобы”, - обратился градоначальник к руководителю управления здравоохранения города Астаны.
Несмотря на законодательный запрет требовать от граждан документы, которые могут быть получены из информационных систем, госорганы продолжают это делать. В частности, органы таможенного контроля Астаны при оказании госуслуги декларирования товаров дополнительно запрашивают до 15 документов, которые не прописаны в стандартах. “При этом действия сотрудников таможенных органов в этом случае нельзя назвать неправомерными в связи с тем, что запрашиваемые требования предусмотрены Таможенным кодексом. Однако это вызывает недовольство граждан, так как данные требования изначально должны быть учтены при разработке стандартов”, - отметил Дулат Азбергенов.
В итоге сами чиновники, создавая многочисленные административные барьеры, порождают легализованную форму коррупции. Чтобы ускорить оказание госуслуги, астанчанам, как и многим казахстанцам, приходится платить. “У входа в управление архитектуры и градостроительства Астаны различные ТОО предлагают быстро оказать содействие в решении вопроса об оказании госуслуги по выдаче архитектурно-планировочного задания, тогда как в установленном порядке по этой услуге не предусмотрено ускорение”, - привел данные глава департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по городу Астане. Он же привел данные о совершении должностными лицами коррупционных преступлений. Так, в прошлом году в Астане возбудили 95 коррупционных уголовных дел в отношении должностных лиц по факту незаконных действий, а за месяц текущего года в департамент поступило 164 обращения с жалобами на чиновников.
В ходе совещания некоторые жители Астаны пожаловались акиму на неработающие телефоны госорганов и на то, что их письма не доходят до градоначальника. На что градоначальник посоветовал обращаться в виртуальную приемную на официальном сайте акимата Астаны. “Я вас уверяю, что каждый вопрос, который туда поступает, контролируется мною лично”, - заверил глава города.
Астана |