|
Алан Байтенов
Через четыре года БАКАД начнет свою работу - в этом году, наконец, приступят к строительству. Общая протяженность БАКАДа - 66 километров. Как известно, в ходе реализации проекта постоянно возникали сложности. В первую очередь - дефицит финансирования. К тому же возникали сложности с выкупом земель - все мы помним скандалы, связанные с этим: собственников земель не устраивала сумма компенсаций за участки.
Но вот, по всей видимости, эти проблемы решены. Впрочем, другого выхода и нет - БАКАД является ключевым звеном транзитного коридора Западная Европа - Западный Китай. А этот проект уже имеет статус глобального, и БАКАД попросту не может тормозить строительство и ввод в эксплуатацию магистрали такого уровня
Смысл БАКАДа в том, чтобы запустить транспортные потоки, которые идут, в том числе и по обозначенному коридору, в обход города Алматы. Тем самым существенно снизить транспортную нагрузку, которая сегодня ложится на некоторые магистрали южной столицы. Однако, несмотря на всю необходимость ввода в строй подобного проекта, с момента объявления и утверждения БАКАД все время преследовали существенные сложности. В первую очередь - отсутствие финансирования. Дело в том, что строительство дороги решено было реализовать по концессионной схеме. Но, к сожалению, инвесторов под проект по каким-то неведомым причинам найти было сложно. Не исключено, что их отпугивала крайне малая протяженность участка - всего 66 километров. К тому же были серьезные сложности с выкупом земель - не все собственники соглашались на компенсацию, предлагаемую государством. А для того, чтобы начать строительство, необходимо было выкупить 761 гектар земли. По состоянию на 2006 год (объявлено намерение создать БАКАД), который также можно обозначить как период пиковых цен, на выкуп требовалось около 18 миллиардов тенге.
Но, по всей видимости, эти проблемы удалось решить. И вот не так давно Сатжан Аблалиев, заместитель председателя Комитета автомобильных дорог, объявил: начало строительства намечено на этот год. Всего эти 66 километров будут строить четыре года. По проекту дорога будет иметь от четырех до шести полос. В проекте также прописано создание 21 моста, 19 путепроводов и 12 транспортных развязок. По расчетам, срок использования дороги - 15,5 года. То есть до 2034 года.
Кстати, стоит упомянуть, что у городских властей есть планы по связыванию центральной части города с “большой дорогой”. Так, неоднократно сообщалось, что в перспективе на БАКАД выйдут улица Жандосова, проспекты Абая и Райымбека и улица Толе би. Здесь же и проспект Рыскулова. Как известно, сегодня уже “пробита” улица Момышулы до Бурундайской трассы. В то же время, как известно, в эту транспортную систему, можно сказать, также входит и ВОАД. Отчего с вводом в строй БАКАДа проспект Аль-Фараби также могут использовать в качестве проводника к кольцевой дороге. Однако на этом проспекте до сих пор сохраняется сложная транспортная ситуация, в основном из-за так называемых узких мест, когда, например, четырехполосному потоку вдруг приходится сжиматься в трехполосный. К тому же до сих пор не решен вопрос с еще одним проблемным местом - поворотом на Ремизовку. Да, городские власти представили даже проект развязки, но строительство так и не начиналось. По расчетам, средства на проект уже должны были выделить - по официальной информации, в конце 2014 года. Всего на строительство четырех развязок, одна из которых на повороте на Ремизовку, должны были направить около 900 миллионов тенге.
Между тем БАКАД в случае ввода в строй серьезно разрядит транспортную ситуацию в Алматы. К слову, через южную столицу в сутки проезжает до 25 тысяч транзитных автомобилей. Поэтому БАКАД строится с запасом - его пропускная способность, по оценкам специалистов, составит около 40 тысяч автомобилей в сутки. Подобная “ширина канала” - необходимость, ведь с введением в строй транспортного коридора Западная Европа - Западный Китай нагрузка увеличится многократно. Кстати, сегодня уже определена примерная стоимость пользования “услугами” БАКАДа. Решено отказаться от покилометровой таксы - цена въезда на этот участок будет фиксированной. Пока решено с легковых автомобилей брать по 200 тенге и по 270 тенге для грузового транспорта.
В общем, так получилось, что один из самых серьезных дорожных проектов последнего времени фактически подтолкнул к решению, если так можно выразиться, локальных проблем. Действительно, Западная Европа - Западный Китай движется пусть и с некоторым отставанием от изначально утвержденных планов, но уже практически вплотную подходит к южной столице. Так, на сегодняшний день уже построено 1728 километров, и по ним открыто полноценное движение. Сегодня продолжают вести работы на территории четырех областей - Кызылординской, Южно-Казахстанской, Жамбылской и Алматинской. На сегодняшний день полностью завершен участок от Шымкента до границы России. Напомним, что казахстанский участок коридора составляет 2787 километров. А завершение строительства нашего участка коридора намечено на конец 2016 года. Ввод в эксплуатацию - середина 2017 года. Как отмечают специалисты, все будет зависеть от сроков сдачи пункта пограничного контроля в Хоргосе. Но, по всей видимости, как раз с этим сложностей возникнуть не должно - Китай уже практически завершил строительство своего участка коридора протяженностью 3425 километров. |