|
Ботагоз Омар
Отмена школьных занятий в Астане с 1-го по 11-й класс не стала причиной отмены правительственного часа в мажилисе. И, несмотря на то, что министр энергетики Владимир Школьник честно зачитал перед мажилисменами получасовой доклад о состоянии угольной электроэнергетики, депутатов не удовлетворили ответы главного энергетика страны, а потому они обвинили его в том, что он пришел на встречу в качестве “дирижера”
Понедельник не случайно завоевал звание самого тяжелого дня недели. Об этом особенно вспоминают члены Кабмина, которым приходится принимать участие в правительственном часе, который накануне прошел с участием министра энергетики. Этот сектор долгое время был “под крылом” Министерства индустрии и новых технологий и буквально четыре месяца назад перешел в ведение Минэнерго. (Кстати, именно на этом в самом начале правчаса и пытался сделать акцент глава этого ведомства Владимир Школьник, но вопросов от этого меньше не стало.)
Первым слово взял депутат Жексенбай Дуйсебаев, который обратил внимание на то, что из производимой в Казахстане электроэнергии теряется около 20 процентов, пятая часть извлекаемых мощностей. “По нормативу на один киловатт-час электроэнергии затрачивается 0,6 килограмма угля. Таким образом, мы 12 килограммов угля зря сжигаем. Греем просто атмосферный воздух. Отсюда - и повышение тарифов, и прочее. Какие меры принимаются министерством по этой проблеме?” - задался вопросом мажилисмен.
“Потери состоят из двух частей: через сети, при передаче электроэнергии, и второе - собственно говоря, экономия угля, полнота сжигания, выполнение норм по сжиганию количества угля на произведенный киловатт-час. Поэтому какие меры предприняты, я адресую вопрос господину Кажиеву, председателю правления KEGOC, а второй вопрос - Алмасадаму Саткалиеву, он расскажет, что сделано”, - сообщил министр, передав слово своим коллегам.
Вопрос о предполагаемом привлечении к строительству атомной электростанции в Казахстане японской Toshiba никаких затруднений у министра не вызвал. Ведь прежде Владимир Школьник на протяжении пяти лет возглавлял АО “Национальная атомная компания “Казатомпром”, а с 1993 года он является президентом “Ядерного общества Казахстана”.
Но со следующим вопросом, касающимся проекта газификации Акмолинской области и города Астаны, у министра снова возникли некоторые затруднения.
“Утверждена программа газификации страны до 2030 года, потребление газа будет увеличено с нынешних 10,5 до 17 миллиардов кубометров. У каждой области есть свой план газификации, деньги, необходимые для выделения из бюджета, есть. Сколько стоит проект по этой территории - я вам отвечу буквально через 10 минут, нет в памяти у меня. Или письменно дам. Но я вам скажу, что по газификации Астаны есть два варианта: первый - тянуть газопровод с запада, второй - метан. Денег пока правительством не выделено, там достаточно большая стоимость. Более эффективно и быстро будет вопрос по метану решен”, - ответил министр.
“Министерство не подготовлено. Что, все время письменный ответ, письменный ответ? Я не понял вообще-то сегодняшний разговор на правительственном часе. Что, как дирижер, что ли, пришел министр энергетики?” - не выдержал таких ответов Жексенбай Дуйсебаев.
Спустя некоторое время депутат Егор Каппель решил прийти на выручку: “Сначала совет такой. Не надо теряться. Мы вас знаем как сильного министра, как корифея своего дела”, - начал он перед тем, как задать вопрос.
“Я не теряюсь. Просто.... Ну, раз не подготовлены - разрешите нам пойти подготовиться”, - не растерялся министр, позже добавив, что он “ничего не видит, так как забыл очки”.
Правда, слова поддержки выполнили свою функцию. В середине правительственного часа глава Минэнерго собрался и перестал переадресовывать ответы своим подчиненным. Да и сами депутаты решили пойти навстречу министру, сократив свои вопросы. Поэтому, если прежде мажилисменам предлагали прекратить правчас, несмотря на большое количество нераскрытых тем ввиду того, что есть строго отведенный для этих встреч регламент палаты (а желающих, как правило, меньше не становится), то для второй части правчаса хватило и 40 минут.
Но в ходе итоговых выступлений депутат Виктор Киянский все-таки решил дипломатично добавить, что он после этой встречи так ни разу и не услышал ни одного упоминания о предстоящем ЭКСПО-2017, а тем более - о внедрении в электроэнергетике инноваций. Что остается к этому добавить? Не до инноваций по понедельникам...
Астана |