|
На пути к истине всегда много пробок
Умеренность в завтрашнем дне
Председатель Нацбанка Кайрат Келимбетов на этой неделе заверил сограждан в том, что резких колебаний курса тенге в этом году не будет. Вселил, так сказать, уверенность в завтрашнем дне. Только вот то, каким будет это дно, не уточнил.
Скоро год, как один из завтрашних дней пришел и укрепил в согражданах совершенно другую уверенность. Помните? День этот был - 11 февраля 2014 года, черный вторник. Тенге в этот день рухнул почти на 20 процентов.
А накануне, буквально за несколько завтрашних дней до этого, Кайрат Нематович также вселял в нас уверенность, заверяя, что никакой девальвации тенге не будет. Спите спокойно, и завтра вы проснетесь в совершенно обычной реальности.
Так что сегодня эффект от его убедительной уверенности в завтрашнем дне и в послезавтрашнем - тоже получился почти аналогичным: что в прессе, что в сетях мнение, на удивление, единое. Если Кайрат Нематович так сказал, значит, так тому и быть. В завтрашнем нашем дне можно не сомневаться. Оно будет.
Помнится, в одной жаркой дискуссии на каком-то очередном круглом столе по экономике завязался спор на тему: а что такого плохого, если наша экономика сырьевая? Приводились бесчисленные аргументы как с той, так и с другой стороны. Одни доказывали, что так жить нельзя. Другие - что жить так не только можно, но и нужно, раз судьба распорядилась и сделала нас такими, какие мы есть.
Нет, мы не хотим сказать, что вот он наступил, час истины, и, наверное, даже те, кто планировал жить за счет экспорта сырья, теперь, наконец-то, поняли, что так жить не только нельзя, но и не дадут. Наверняка ничего и никто никого не переубедят, если судьба сделала нас такими, какие мы есть.
Ведь основные разговоры сегодня не о том, нужно ли реально и решительно изменить, как ныне выражаются, тренд нашего сознания, а о том, как меняется цена на нефть. И повсеместно звучат надежды на то, что цена, мол, эта изменится, она не может долго оставаться такой. Можно было бы еще добавить к этим, полным тревоги и горечи, увещеваниям: “Это несправедливо!”
А если не изменится? Скажем, с год или два. Большинство аналитиков, рискующих делать прогнозы, говорят, что наступивший год станет временем неопределенности. И, скорее всего, они правы.
Неопределенность для стран, которые не могут регулировать цены на свой экспорт, присутствует всегда. И обостряется тогда, когда ее “включают” те, кто эти цены регулирует. И, судя по развитию событий, эта неопределенность будет еще долго. Никто не знает, сколько, но годом-двумя тут дело не обойдется.
Может, и в самом деле наступил момент если не истины, то хотя бы относительного прозрения. Подчеркиваем: относительного. Потому что заявления Кайрата Келимбетова свидетельствуют: пока наши государственные финансовые топ-менеджеры не готовы должным образом информировать людей. Они придерживаются прежней тактики во взаимоотношениях с обществом, и она никого уже не может ввести в заблуждение.
Ну а общество делает выводы свои и повсеместно переводит вклады из национальной валюты в валюты иностранные. Об этом говорит даже официальная статистика.
Так что завтрашний день и завтрашнее дно у всех нас, получается, разные. А вот уверенность в том, что жить нам, как прежде, уже не дадут - общая. |