|
Культура родилась из культа
Нарисовать себе войну
Исламисты напали в Париже на редакцию сатирического журнала и убили двенадцать человек. Казалось бы - где Париж, а где мы? И что нам-то до Парижа и тамошних журналов? Не скажите. Если уж придерживаться мнения, что мы стали частью глобального мира, значит, нам Париж уже не так далек, как кажется.
Тем более, что нападение на журнал осуществили исламисты, которые и нам, так сказать, несколько знакомы. Хотя бы по аналогичным акциям, имевшим место не так давно и в нашей стране.
Но сказать хотелось бы не о них. Что там они хотят, примерно ясно. А вот чего хотели наши коллеги-журналисты из сатирического журнала, понять сложно. О чем мы уже неоднократно писали. Они, как утверждается, отстаивали свободу слова и право говорить все, что им вздумается. И одним из способов отстаивать свои права избрали публикацию карикатур на религиозных деятелей.
Причем - хотим подчеркнуть - не только представителей ислама, но и других религиозных конфессий. Например, имел место суд по поводу публикаций этим же журналом карикатур на папу римского. Суд Ватиканом был проигран. Надо полагать, что и активисты исламских организаций суд тоже, скорее всего, проиграли бы, если б решили отстаивать в нем свои права - права на неприкосновенность своих святынь. И вот исламисты решили судить авторов карикатур своим судом. Неправедным и беспощадным.
По нашему мнению, способ защиты свободы слова некоторыми западными коллегами-журналистами выбран весьма и весьма спорный, если не сказать точнее - малообъяснимый. Оскорблять чувства верующих или просто почитающих традиции - это, наверное, одно из следований канонам пресловутого либерализма. Со всеми вытекающими из этого либерализма последствиями.
Мы нисколько не оправдываем тех, кто стрелял в безоружных людей, тем более, что погибли и совершенно невинные люди, не имеющие никакого отношения к “защите свободы слова” с помощью оскорблений словом или изображением. Однако хотим заметить, что карикатуристов неоднократно предупреждали о недопустимости их действий, потом пошли угрозы. Потом в редакции что-то взорвали. В общем, процесс развивался, противостояние нарастало годами.
Западный секуляризм, который все время позиционировал себя в качестве одной из ипостасей модернистского гуманизма, всегда утверждал, что стоит за свободу личности. Против пресловутого “засилья церкви”. К этой церкви либералы и модернисты-гуманисты в конце концов отнесли вообще все религиозные конфессии, которые, по их мнению, мешают личности быть полностью свободной.
Но они как-то не заметили, что их гуманизм стал жестоким. И циничным, когда во имя свободы говорить и оскорблять кого угодно в жертву приносятся чувства и святыни миллионов верующих и не собирающихся разделять разнузданность, распущенность и беспринципность либералов.
И на жестокость либералов ответили жестокостью исламисты. Как это ни печально звучит. Иными словами, столкнулись радикалы с обеих сторон. Не пророк Мухаммед совершал теракты, а его радикальные адепты. И не либерализм как идеология был руководящей доктриной для тех, кто пытался оскорбить пророка, а оскорбляли те, кто превратно либерализм понимает.
И в этой войне радикалов между собой, как всегда, гибнут невинные люди, которые, быть может, и карикатур-то этих в глаза не видели. |