|
Кризис бьет одних по карману, других - по мозгам
Потрясения - это когда кто-то кого-то трясет
Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ) понес убытки почти на 100 миллиардов тенге. Выяснилось это, выходит, только вот недавно, хотя активы частных пенсионных фондов были переданы в ЕНПФ несколько месяцев тому назад. По заверениям руководства фонда, в его портфеле оказались активы 30 дефолтных компаний, о которых руководство не знало.
А переоценку активов делал Нацбанк, который явочным, так сказать, порядком и передал их ЕНПФ. Нате вам, мол, активы, только мы за них не отвечаем. А отвечают, наверное, уже расформированные частные пенсионные фонды, которые, как только узнали о том, что их расформируют, уж постарались, конечно же, побыстрее свои активы улучшить...
У кого покупали ценные бумаги эти фонды, теперь вряд ли вообще узнают. Да и нужно ли? Как сообщили в ЕНПФ, в результате тех потрясений, которые случились на финансовом рынке Казахстана, часть компаний допустила дефолт. То есть, грубо говоря, лопнули. Ну а на нет и суда нет - ушли с ними и деньги частных пенсионных фондов вместе с так называемыми ценными бумагами. Произошло все это, по версии ЕНПФ, в результате потрясений на финансовом рынке Казахстана.
У нас всегда причиной неприятностей с деньгами, с экономикой являются потрясения. Либо в мировой экономике, либо на глобальном нефтяном рынке, либо на финансовом отечественном рынке. Рынок - он и есть рынок. Это вам не плановое социалистическое хозяйство, в котором, как заверяли коммунисты, потрясений быть не может. А рынок - это совсем другое. У него потрясения могут быть в любой момент и в любом месте. И по любому поводу.
Главное, чтобы под эти потрясения были деньги. Тоже на любой момент и, по возможности, во многих местах. Потому что потрясения без денег не имеют никакого смысла. Они без денег просто не нужны. Они, собственно, ради денег-то и происходят. Чтобы кого-то потрясти.
Одна из газет удивилась: а вот вкладчиков ЕНПФ эта новость о миллиардах убытков как-то не очень потрясла. Оказывается, огромное большинство вкладчиков, опрошенных газетой, вообще не интересуются судьбой своих пенсионных вкладов.
Как воскликнул бы герой одной из пьес Григория Горина: “Не хило живем!” Какая нам разница, куда пойдут наши отчисления? Нет, конечно, если на оплату чьих-то потрясений, приятным это назвать нельзя. Но, с другой стороны, все как-то были готовы к такому или к подобному повороту. Мнение о том, что на пенсию нам надеяться не следует, стало, выходит, повсеместным и основательным.
Все равно ведь не узнаешь, куда они - вклады - пошли? Какие бумаги на них покупаются и у кого. А главное: как хотя бы проследить за этим процессом? Финансисты объясняют такую апатию финансовой безграмотностью населения. Ну тогда встречный вопрос: а как же это вы, казалось бы, профессионалы, допускаете такое, чтобы с пенсионных вкладов исчезли почти 100 миллиардов тенге? Может, расскажете?
Только вот не надо про потрясения, про них мы и так знаем. В свое время вы, какими вы сами себя считаете - финансово грамотные и компетентные, - обещали создать, например, фондовый рынок, на котором и граждане, и, скажем, пенсионные фонды могли бы покупать-продавать акции различных компаний. И таким образом финансировать отечественную экономику и хоть как-то страховаться от инфляции и пресловутых потрясений.
Фондовый рынок вроде бы у нас есть. Но фактически его как не было, так и нет. Тоже потрясения помешали его создать?
Или, может, все-таки что-то другое? |