|
Ольга Шишанова
Казахстанская журналистика все-таки состоялась, в том числе, вопреки бытующему мнению, и в регионах страны
В течение двух дней в Актау, раскинувшемся на живописном берегу Каспийского моря, проходил медиаконгресс, собравший больше сотни журналистов со всех регионов Казахстана. Вопросы, которые волновали представителей отечественных массмедиа, поднимались самые разные, но мнение было единым - казахстанские журналисты не уступают, а в чем-то даже и превосходят своих зарубежных коллег.
По словам председателя правления Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаева, во-первых, “у казахстанских журналистов есть право выбора, и это главное достижение за 24 года независимости”. Например, по словам мэтра отечественной журналистики, в соседней Туркмении этого нет. Во-вторых, казахстанские СМИ стали естественным оппонентом власти - “кто-то же должен говорить о недостатках, если в стране слабая оппозиция”, правда, что немаловажно, с соблюдением некой золотой середины.
Но, как всегда, не обходится без минусов. Одновременно в отдельных, но частых случаях падает качество журналистского профессионализма и уменьшаются требования к собственным материалам. В случае же возникновения неприятной ситуации с оппонентами “нет даже извинений”. Что касается минусов региональных СМИ, то, по мнению экспертов, “региональные СМИ в большинстве своем работают на частные заказы. Из-за этого у них хромает этика плюс они малооснащены технически”.
Между тем общество сегодня подвержено большому моральному расслоению, идет очень большой информационный поток, и задача казахстанской журналистики - не только понять и принять определенную позицию во всем этом, не просто констатировать факты, но помогать решать проблемы. Поскольку неоднократно замечено, что “если СМИ и власть объединятся, то это упростит решение многих проблем”.
Но зачастую, к сожалению, приходится наблюдать отсутствие взаимодействия СМИ и местных властей. Другая сторона медали - некоторые СМИ, напротив, считают себя “любимчиками” власти, а это “не приводит к информационной безопасности”.
С другой стороны, высказывают мнение, что региональных СМИ нет как таковых, так же, как нет и разделения на аудиторию. Однако это все весьма относительно, особенно в сравнении с аудиторией. А вот что действительно немаловажно, так это все чаще высказываемое мнение о том, что “электронные СМИ через какое-то время могут плавно пойти вниз вопреки бытующему сегодня мнению, что именно печатные СМИ изживают себя”.
И здесь можно было бы провести определенную аналогию между электронными книгами и бумажными носителями информации. Сегодня предпочтения, как считают эксперты, вновь поменялись, тогда как несколько лет назад все шло к тому, что электронные книги едва не вытеснили по рейтингу книги бумажные.
Так, по данным американской аналитической компании Technavio, электронные книги по итогам девяти месяцев 2014 года занимают всего 12,6 процента от общего рынка книг. Через пять лет среднегодовой темп роста, согласно их прогнозу, может составить от силы 17,4 процента.
Еще одной особенностью сегодняшнего потребления информации является то, что “общество потребляет не саму информацию, а интерпретацию этой информации”.
Не случайно все больше на постсоветском пространстве появляется фильмов, режиссеров, спектаклей с собственным художественным видением происходящего не только современности, но и своей трактовкой истории. А значит, большое значение приобретают как эксперты, так и экспертные мнения.
Отсюда - важность интервью, и особенно нужно учитывать повышенный интерес аудитории к эксклюзивным комментариям, причем тем, где спикеры высказывают свое личное видение на проблему, комментируют свой взгляд, “поскольку это помогает принять личное решение читателю”. Тем более, что в Казахстане это направление пока слабо развито, то есть можно сказать, что “ниша пока не занята”. Между тем это и повышает рейтинг, и увеличивает контент. Так же, как и размещение блока новостей потребительского свойства, где высший пилотаж - из одной новости выжать как можно больше информации.
При этом казахстанские эксперты прогнозируют, что “в Казахстане будет развиваться специализированная журналистика, и редакторам надо быть к этому готовыми для подготовки эксклюзивного и полноценного контента”. Например, сегодня в интернете весьма популярно так называемое научно-экономическое направление для потребителей. Идет развитие инфографики, которая показывает, что, где и как происходит. В то время как региональная журналистика отличается серьезным освещением судопроизводства.
Также в последнее время набирает обороты медицинская журналистика - как популярная, так и специализированная. Но основная идея заключается в том, что “нам нельзя отделяться в информационном пространстве ни от России, ни от остального мира, закрывать какие-либо каналы или ограничивать допуск к определенной информации. У нас должно быть право выбора”, считает Сейтказы Матаев.
Астана - Актау - Астана |