Алла Иванилова
Место под ЭКСПО
Помимо того, что международная выставка ЭКСПО-2017 решит проблемы безработицы и создаст около 20 тысяч новых рабочих мест, она также позволит решить и социально-инфраструктурные вопросы столицы. В частности, проблему паркинга, которую поднимал глава государства на совещании по развитию Астаны
Несмотря на недовольство многих астанчан по поводу проведения выставки ЭКСПО-2017, в этом есть и ряд плюсов. К этой дате город приведут в порядок, построят многие объекты, в том числе и паркинги, с которыми в столице напряженка. Для обеспечения дефицита парковочных мест в долгосрочной перспективе в Астане запланировали построить 91 паркинг общей вместимостью более 29 тысяч мест, в том числе 80 объектов на 24 тысячи машиномест на Правобережье и 11 объектов на 5800 мест на Левобережье реки Есиль. До проведения выставки ЭКСПО-2017 принято решение о строительстве 10 парковок по схеме государственно-частного партнерства (ГЧП). По этим проектам уже разработали технико-экономические обоснования. Первая очередь - 3 паркинга общей вместимостью 1729 машин - обойдется в 7 миллиардов 200 миллионов тенге, затраты на вторую очередь - семь паркингов на 4085 тысяч авто, по предварительным оценкам, составят 13 миллиардов 700 миллионов тенге.
Чиновники подсчитали, что после сдачи паркингов дефицит на правом берегу в дневное время снизится с 10 до 8,6 тысячи машиномест (на 16 процентов), на левом берегу дефицит в 2700 мест будет полностью удовлетворен. В ночное время на Левобережье нехватка парковочных мест снизится на 52 процента - с 4800 тысяч до 2300.
Кроме этого, в целях решения проблем с парковочными местами в Астане совместно с Европейским банком реконструкции и развития ведется работа по внедрению системы платных стоянок. Предусматривается создание до 20 тысяч платных машиномест. Первый этап: семь тысяч мест в старом центре города на улицах Габдулина, Бараева, Сейфуллина и Сарыарка. Второй этап: Левобережье города. На таких паркингах установят паркоматы для приема денег и выдачи чеков. Также для полного исключения “человеческого фактора”, в первую очередь, по словам чиновников, чтобы не было “бардака”, проект предусматривает использование специального оборудования, которое будет в режиме онлайн считывать номерные знаки припаркованных автомобилей. При этом предварительная стоимость одного часа парковки составит от 70 до 100 тенге. Плата будет взиматься с 8 утра до 19 часов, ночью парковка будет бесплатной. В качестве паркингов будут не только так называемые “карманы”, но и внутридворовые участки. На те участки, которые находятся у частных лиц или в коммунальной собственности города, будут подписываться договоры аренды. В целом стоимость проекта - 2,2 миллиарда тенге. 80 процентов от этой суммы профинансирует Европейский банк реконструкции и развития. Оставшиеся 20 процентов будут вкладом инвесторов либо местного бюджета.
Однако долгие годы строительство паркингов в Астане было непривлекательной нишей для инвесторов. Как чиновники их ни уговаривали, обещая различные “поблажки”, масштабного строительства парковочных мест в столице не наблюдалось. Между тем проведенная акиматом ревизия 341 жилого комплекса, построенного за последние пять лет, показала, что в 169 нет паркингов. При этом самые показательные - жилые комплексы “Хайвил” и “Триумф Астаны”. Сегодня, согласно архитектурно-градостроительным требованиям, ни один дом не может быть построен, если не запроектирован паркинг. В целом в городе зарезервировано 154 земельных участка для строительства парковочных мест. В свое время теперь уже бывший аким Астаны Имангали Тасмагамбетов признавался: “Честно скажу, в Алматы тоже было огромное желание построить гостевые паркинги. Сколько я ни обращался к бизнесменам, сколько мы ни предлагали не просто бесплатные земельные участки, но и наше соучастие в прокладке инженерных сетей, никто не откликнулся”. В Астане аналогичная ситуация - предприниматели не считают строительство паркингов системным бизнесом.
На сегодняшний день в старом центре, по пр. Республики, находится самый большой в Астане подземный четырехуровневый паркинг на 250 машин, построенный немецкими специалистами. В свое время экс-глава города Имангали Тасмагамбетов говорил о строительстве еще двух подземных паркингов на 1600 мест. Один, как планировалось, разместится под главной площадью возле Акорды, второй - за Домом министерств. Реализовывать проекты собирались с применением новых технологий, не требующих проведения значительных вскрышных работ. Но, видимо, повторять алматинский эксперимент столичные власти побоялись.
Астана |