Юлиана Жихорь
О круговороте зла в бюджете
Отсутствие пленарного заседания на этой неделе не уменьшило мажилисменам работы. Они включились в обсуждение двух кодексов и проекта бюджета на три года. И тут же показали правительству свой депутатский “норов”
Владимир Нехорошев, послушав доклад министра экономики, так и не понял, зачем Казахстану нужны Нацфонд и система направления туда всех нефтяных денег. Ведь все равно ежегодно часть средств возвращается в бюджет в виде трансфертов. “А в чем смысл?.. Сколько нужно будет их обменивать, сколько к рукам пристанет? - вопрошал депутат. - Во что станет это удовольствие? Ведь деньги не такое зло, чтобы держать их в иностранных банках...” Мажилисмен предложил планируемую в виде трансферта сумму сразу закладывать в бюджете.
Бахыт Султанов долго пытался объяснить мажилисмену прелести Нацфонда: он и “подушка безопасности”, и гарант стабильности. На что получил отповедь Нехорошева о том, что правительство лукавит, закладывая в проект бюджета стоимость нефти всего в 60 долларов, при том, что прогнозы до 120 доходят: “Мы видим, что высокие цены на нефть в течение последних лет действовали на наше правительство как снотворное. А вот если бы действовали как слабительное, наверное бы, не было этого. Почему опять ставим 60 долларов?”
Такой же позиции придерживается и главный парламентский экономист - Кенжегали Сагадиев. Он, апеллируя прогнозами Международного агентства по энергетике, Мирового нефтегазового совета и Министерства энергетики США, сообщил, что мировая цена барреля нефти брент в предстоящие годы не должна опускаться ниже 90 долларов. А значит, правительство заранее предполагает корректировку бюджета. “Цена нефти, заложенная в бюджет, оказывает первостепенное влияние и на инвестиционные программы, и на социальные параметры бюджета, их заниженный прогноз не позволяет предусмотреть более объемные инвестиционные вливания в экономику или более масштабные социальные программы, имею в виду пенсии, социальные пособия, заработную плату”, - заявил он. Депутат считает, что “подобная практика не имеет ничего позитивного”, и предлагает включить в трехлетний бюджет обоснованный прогноз. “Я не утверждаю, что прогнозную цену нефти надо установить на уровне именно 90 долларов, но ее уровень в 70-75 долларов за баррель без особого риска можно было бы заложить в проект бюджета”.
Министр экономики Бахыт Султанов на это мог ответить лишь словами из концепции Нацфонда, что его цель - научиться жить без нефтяных денег.
Жаксылык Доскалиев озабочен тем, что президент обещает увеличить уровень расходов на образование и здравоохранение до 5 и 4 процентов ВВП соответственно, а “мы его постепенно снижаем”: по здравоохранению в 2009 году - 1,1 процента ВВП, в 2011 году - 1 процент; по образованию в 2009 году - 1,2, в 2011 году - 0,9 процента. “Создается впечатление, - заявил депутат, - что мы эти отрасли, из года в год сокращая финансирование, передаем в конкурентную среду. Получается, что вы свои обещания не выполняете”. На что Султанов, как экономист, заметил, что “это за счет того, что номинально размер ВВП растет быстрее”.
Астана |