Ольга Шишанова
В Северо-Казахстанской и Костанайской областях урожай пшеницы снова может остаться под снегом
Три недели назад на полях Казахстана было убрано более 63 процентов всего урожая зерновых, сегодня же, по данным региональных управлений сельского хозяйства республики, эта цифра едва достигает 75-80 процентов. Однако в каких-то хозяйствах, по некоторым данным, убрано всего чуть больше трети урожая.
А погодные условия на севере страны продолжают ухудшаться - по данным АО “Казгидромет”, если на южной территории Казахстана установилось настоящее “бабье лето”, то северным областям, которые являются основными зерносеющими регионами республики, не повезло - на всей территории “с завидным постоянством перемещаются атмосферные фронты, вызывая дожди, временами переходящие в мокрый снег”. На прошлой неделе в шести районах только в СКО выпала двухмесячная норма осадков, что, естественно, затрудняет и без того непростые условия уборочной кампании.
С одной стороны, никто напрямую не обвиняет фермеров в недогляде урожая, можно все списать на климат и риски, с другой - горький урок прошлого года, судя по всему, так ничему крестьян и не научил. А ведь в прошлом году условия уборки мало чем отличались от сегодняшней непогоды. И зерно так же стояло, намокая под дождем, и убирали последние гектары пшеницы уже под снегом. В результате, как и следовало ожидать, на элеваторы поступал фураж - пшеница 4-5-го классов, который шел только на корм скоту.
Минсельхоз республики тогда от такой пшеницы открещивался, депутаты клялись принять закон, чтобы “зерно не использовалось нерационально”, а крестьяне только разводили руками, сожалея, что не получилось собрать урожай выше третьего класса, причем многие утверждали, что у них такая ситуация случилась впервые.
Однако нынешней осенью это происходит уже во второй раз, хотя Минсельхоз и выделил дополнительные 54 тысячи тонн дизельного топлива для сушки зерна. Но, по неподтвержденным данным, многие ХПП простаивают в ожидании завоза зерна.
Кроме того, 1 ноября министр сельского хозяйства собирается подписать закон “О семеноводстве”, где сказано, что субсидироваться будет зерно только 1-го класса. Но о каком первом классе может идти речь, если пшеница, которая в августе и начале сентября “находилась в основном в хорошем и удовлетворительном состоянии, особенно в сравнении с 2013 годом, хотя в прошлом году показатели были выше в полтора раза”, на сегодняшний день имеет от силы 3-4-й класс. В кулуарах поговаривают, что по этому поводу Союз фермеров собирается готовить обращение в МСХ РК.
Впрочем, казахстанские СХТП не одиноки в своих недоразумениях с небесной канцелярией. У французских фермеров тоже случился казус в этом году из-за дождливой и сырой непогоды, в результате чего они не досчитались 19 процентов урожая твердых сортов пшеницы в сравнении с годом прошлым. Не обошла непогода и канадских крестьян, которые опасаются недосчитаться нынешней осенью больше четверти урожая твердой пшеницы.
В то же время не следует забывать, что еще в прошлом году казахстанских крестьян предупреждали, что “пока будут оставаться хозяйства со слабой материально-технической базой, которым надо увеличивать техническую оснащенность, такие случаи будут повторяться”. Вот они и повторились.
Астана |