Ольга Шишанова
По мнению министра здравоохранения и социального развития РК Тамары Дуйсеновой, сегодняшняя система привлечения иностранной рабочей силы казахстанскими работодателями неэффективна и во многом подвержена коррупции
Об этом глава ведомства заявила в ходе совместного заседания Социального совета при фракции партии “Нур Отан” и Комитета по социально-культурному развитию мажилиса парламента. Более того, по словам министра, Казахстану в ближайшие пять лет грозит дефицит кадров, а значит, вероятен трудовой дисбаланс, так как, согласно среднесрочным прогнозам, “может наблюдаться замедление притока новых работников, что связано с демографическим провалом начала 1990-х годов. Однако дефицит рынка труда должен будет покрыться в основном за счет безработных и самозанятых”, подчеркнула
Дуйсенова. Между тем сегодня большинство тех же самозанятых устроены в сельском хозяйстве и торговле, что как раз и напоминает ситуацию 90-х годов.
На этом фоне привлечение иностранной рабочей силы, квоту на которую в нынешнем году установили в размере 0,7 процента к общей численности активного населения страны, что значит ее уменьшение в сравнении с прошлым годом на 45 тысяч единиц, все-таки с трудовым рынком несбалансированно. При этом основными “поставщиками” трудовых мигрантов сегодня в Казахстане являются Китай - более 22 процентов и Турция - более 20 процентов всех мигрантов. Львиная доля из них работает в строительной отрасли - 47 процентов от общего числа.
Однако выделяемые квоты не используются работодателями или инвесторами в полной мере, в стране наблюдается рост привлечения трудовых мигрантов физическими лицами, которые зачастую никакой ответственности за это не несут. В то время как в крупных компаниях наблюдается диспропорция в оплате труда, когда заработная плата иностранным рабочим завышается в несколько раз в сравнении с оплатой казахстанским рабочим.
Также в Казахстане не работает система привлечения иностранной рабочей силы для самостоятельного трудоустройства, не учтены потребности рынка труда, список не согласован с работодателями, а значит, не содержит по-настоящему востребованных профессий (кстати, в перечень включены 30 профессий, среди которых, как ни странно, астрономы, балерины и музееведы). А раз так, то ни о каком экономическом эффекте от выдачи разрешений на привлечение ИРС говорить не приходится.
Если добавить сюда излишне забюрократизированную систему выдачи, становится понятно, почему министр Дуйсенова посетовала в этом случае на коррупционную составляющую. И это не говоря уже об особых условиях, которые включают в себя повышение квалификации, обучение, переобучение и создание дополнительных рабочих мест для отечественных кадров, которые так и не смогли в достаточной степени обеспечить замену иностранных работников отечественными кадрами.
То, что в 2006 году провели акцию по линии Министерства внутренних дел по незаконным трудовым мигрантам, когда легализовали 164 тысячи граждан СНГ, а в декабре 2013 года подписали закон, предусматривающий упрощение порядка выдачи разрешений на привлечение рабочей силы физическими лицами, погоду на трудовом небосклоне не обеспечило. Так же, как и то, что за пять месяцев - с апреля текущего года - правоохранительными органами была выдана 61 тысяча разрешений на работу иностранным гражданам, что, по предварительным подсчетам, дало поступление в бюджет страны более 600 миллионов тенге.
Астана |