Ботагоз Омар
По прогнозам экспертов, к 2020 году грузопоток между Китаем и Европой достигнет 170 миллионов тонн. Однако наша страна занимает менее половины процента от этого объема. Чтобы изменить ситуацию, наряду с развитием авто- и железнодорожных путей (среди которых - проекты Западная Европа - Западный Китай и участие нашей страны в Объединенной транспортно-логистической компании) в стране развивается специальная экономическая зона (СЭЗ) “Хоргос - Восточные ворота”
Эта специальная экономическая зона, созданная в ноябре 2011 года, призвана реализовать транзитный потенциал Казахстана через экономически выгодный альтернативный транзитный коридор Юго-Восточная Азия - Китай - Центральная Азия - Европа. Проект, направленный на осуществление интеграции казахстанской продукции в общемировую систему производства и сбыта, создание инновационной, конкурентоспособной отечественной продукции в соответствии с международными стандартами, планируется осуществить в течение 20 лет.
Первый этап, который начался в текущем году, предполагает строительство инфраструктуры и сухого порта до 2018 года, на что предусмотрели 78,8 миллиарда тенге.
Сейчас уже закончили работы по разработке ТЭО проекта “Создание и комплексное развитие СЭЗ “Хоргос”, получили положительное заключение государственной вневедомственной экспертизы РГП “Госэкспертиза”. А в июне этого года заключили договор между АО “KTZ Express” и консорциумом строительных компаний на выполнение комплексных работ по проектированию и строительству.
Одновременно с этим ведется строительство сухого порта на территории СЭЗ. Он будет работать в режиме мультимодальных перевозок, что позволит обслуживать грузы повышенной опасности и грузы с требованием температурного режима. Уже в декабре этого года планируют завершить первый этап его строительства и 30 процентов инфраструктуры логистической зоны. По прогнозам экспертов, к 2020 году грузопоток Китай - Европа достигнет 170 миллионов тонн, что на 45 процентов превысит грузопоток 2010 года (117 миллионов тонн).
В 2010 году объем торговли между ЕС и КНР составил более 526 миллиардов долларов. При этом, как сообщил Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на 25-м пленарном заседании Совета иностранных инвесторов, доля Казахстана заняла менее половины процента от этого объема.
“Учитывая преимущества транзитного маршрута из Китая в Европу через Казахстан (увеличение скорости продвижения по сравнению с морским маршрутом через Суэцкий канал и снижение стоимости перевозки по сравнению с авиаперевозками), есть реальная возможность переориентировать часть грузопотока как с морского, так и с воздушного пути и увеличить грузопоток через территорию республики”, - заявил глава государства.
По словам инициаторов проекта СЭЗ “Хоргос - Восточные ворота”, он позволит создать благоприятный инвестиционный климат для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций в реальные сектора экономики, повысить занятость населения, активизировать вхождение экономики республики в систему мировых хозяйственных связей, ускорить индустриальное развитие страны и повысить экспортный потенциал.
Астана |