|
Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить
Звонок на перемену
Дискуссия о нашем школьном образовании обостряется каждый год в сентябре, с началом очередного учебного года. Не стал исключением и год нынешний. В конце лета хлопоты многих родителей по поводу смены места обучения их детей активизировались, и ситуация с нашей школой вновь проявила свои некрасивые, острые формы.
К нам обратилась мама одного одаренного ребенка с просьбой - сказать правду о частных школах. Куда можно устроить мальчика, чтобы дать ему реальное образование и при этом не разориться? После нашего рассказа о частных школах и гимназиях, о деньгах, которые платят в них родители, мама сказала, что это для нее нереально.
- А почему Вы не хотите отдать мальчика в обычную, государственную школу? - спросили мы.
- Потому что она деградировала, и там никакого образования ребенок не получит, только к наркотикам приучится, - последовал ответ.
Насчет наркотиков не знаем, и вообще мама выразилась резковато, но в сути своей оценки она, к сожалению, права. Социально ориентированного государства у нас не получилось. И, скорее всего, уже не получится. А социальное расслоение идет все глубже и стремительнее и отражается прежде всего на уровне медицинского обслуживания, образования, жилищных условий.
В статье 30-й нашей Конституции, день которой мы отмечали неделю тому назад, сказано: “Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях”. А получение платного образования в частных учебных заведениях, гласит Конституция, осуществляется на основаниях и в порядке, установленных законом.
Но каким законом? В Законе страны “Об образовании” о порядке получения образования в частных школах не сказано ничего. Там есть лишь слова о договоре, который заключают между собой “организация образования” и воспитанник. И о типовой форме этого договора. Однако все, кто отдал своих детей в частные школы, знают, что никакого типового договора в природе нет, а есть те условия, которые установит частное учебное заведение. И государство на эти условия никакого влияния не оказывает.
Так же, как и на цену, которую частная школа устанавливает. А она для подавляющего большинства родителей непосильна. Это, что называется, медицинский факт. А в государственной школе в классах по 30-35 человек. Учителя загружены работой, что называется, по горло. Получают зарплату не более 30 тысяч тенге. И при этом несут огромную ответственность. И учителей в обычных школах катастрофически не хватает. Еще больше не хватает хороших, компетентных, высокопрофессиональных учителей. Обычная школа выживает только лишь за счет советского наследства, за счет тех “старых” педагогов, которые получили опыт в старой школе. Это тоже факты.
Впрочем, частная, или, как ныне принято говорить, престижная средняя школа тоже живет за счет советских педагогов. Она дает классическое советское среднее образование с современными дополнениями. Как правило, с углубленным преподаванием английского, экономики, компьютерной грамотности. Но базовая основа осталась прежней.
Каковы же здесь перспективы? Они приблизительно такие же, как и с нашим профессиональным техническим образованием. Правда, его-то похоронили стремительно и, что называется, волевыми действиями. Несмотря на то, что тех, кто эти решения выносил, предупреждали - вернетесь, но возрождать систему придется уже во много раз дороже. Вернулись, но возрождать уже нечего.
Что же касается школы обычной, то похоронить ее нельзя хотя бы потому, что повальная безграмотность похоронит и всю страну. А вот повальную полуграмотность сохранить, наверное, удастся. А это значит, что и средняя школа у нас будет. Или хотя бы ее средняя половинка, дабы читать-писать научить. |