Ударить рекордными ценами на бензин по дорожным пробкам!
Ненормальное октановое число
Дефицит бензина и горюче-смазочных материалов в Казахстане воспринимается уже почти нормально. Точнее, как норма. Никто ничему не удивляется. Хотя иногда раздаются неуверенные голоса о том, что живем-то мы все же в стране, богатой нефтью. А бензин постоянно в дефиците и дорожает. Почему?
Специалисты объясняют этот парадокс тем, что три наших нефтеперерабатывающих завода до сих пор являются несколько устаревшими и им требуется модернизация. Закончить ее обещали в текущем году, но почему-то не закончили. Теперь обещают закончить через четыре года. А за эти годы смета, естественно, на модернизацию выросла. И вырастет еще, в этом можно не сомневаться.
Кто-то спрашивает: а нельзя ли за эти деньги построить хотя бы один новый завод, который выпускал бы нормальный бензин, а не такой, какой нам заливают ныне? Нам отвечают: нельзя, дешевле модернизировать старые.
Вопрос дискутируется вот уже два с лишним десятилетия, но бензина периодически не хватает, а цена на него постоянно растет. При этом регулярно специалисты очень грамотно и доходчиво называют, кроме модернизации заводов, массу других причин этого парадоксального явления. И все эти причины, безусловно, реальные. И все эти специалисты, безусловно, компетентные. Но проходит время, и бензин снова попадает в дефицит, а вскоре растет в цене. И снова специалисты объясняют причины.
Залить страну отечественным бензином достойного качества - это, конечно, задача не самая простая. Но это не создание новой отрасли или строительство совершенно новых мощностей. Сырья в избытке, мощности тоже есть. Есть и трубопроводы. Все, казалось бы, есть. А чего не хватает?
Наверное, все-таки желания (?) Или воли. Или просто желания навести элементарный порядок. Ведь самые эффективные экономики на земле не те, что обладают избытком ресурсов и возможностей, а те, что организованы. Возьмите хоть Швейцарию, хоть Сингапур, - принцип эффективности один. Если кто-то возжелает стать монополистом и диктовать цены, его обложат штрафами - причем обложат неминуемо и невзирая на то, кто этим монополистом является.
И штрафы эти вразумят любого. Потому и экономика организована, и ее субъекты знают, что нарушать правила опасно.
Это самые, так сказать, обычные истины, и они всем известны. Так же, как и известны причины нашего бензинового дефицита и роста цены на него. Нет, это отнюдь не старые нефтеперерабатывающие заводы. Но специалисты говорят много и грамотно, но естественной причины не называют. И правильно делают. А зачем? Все равно норма останется нормой.
Кстати, в стране уже свыше четырех миллионов частных легковых авто. Это на семнадцать миллионов населения. Наверное, даже для них бензина надо очень много. Плюс грузовой и прочий индустриальный транспорт. Так что ситуация действительно нормальная - то есть она для нас норма. Бензин всегда будет у нас в дефиците и постоянно будет расти в цене.
Единственная просьба: все-таки делайте его получше, а то форсунки дюже забивает... |