|
Алла Иванилова
Меньше двух недель осталось до выборов в сенат парламента. Однако рядовые казахстанцы не смогут избрать сенаторов, это прерогатива депутатов маслихатов. В стране не раз звучали предложения сделать сенаторов народными избранниками, однако чиновники не считают необходимым менять устоявшуюся систему
Выборы в сенат парламента назначены на 1 октября. Регистрация кандидатов закончилась 11 сентября, и уже на следующий день потенциальные сенаторы приступили к предвыборной агитации, которая продлится до 24 часов 29 сентября.
Впрочем, выборы в сенат, как правило, проходят без интриг, скучно и по-тихому. Оно и понятно - сенаторов выбирает не простой народ, а депутаты маслихатов. Процесс избрания косвенный, то есть голосование во всех 16 регионах Казахстана проходит тайно.
Место и роль верхней палаты всегда вызывали неоднозначные оценки. С одной стороны, сенаторы призваны представлять в законодательном органе интересы регионов страны. С другой - косвенная система выборов практически не связывает их какой-либо конкретной ответственностью перед избирателями. Во время последних выборов в сенат в 2011 году многие политологи предлагали переходить к выборности депутатов верхней палаты путем прямого голосования жителей соответствующих областей. Такая практика имеет место в США, Бельгии, Италии, Швейцарии и других государствах. Более того, звучат мнения, что сенат и вовсе не нужен Казахстану в связи с унитарным характером государственного устройства. Однако двухпалатный парламент успешно действует в таких унитарных странах, как Великобритания, Франция, Испания, Италия, Япония. Но там верхние палаты отличаются автономностью от центральной власти, поэтому сенаторы этих стран более связаны с регионами и населением, чем их казахстанские коллеги. Зачастую депутаты этих верхних палат впоследствии возглавляют госорганы или нацкомпании. У нас, наоборот, верхняя палата является своеобразным “клубом” для не справившихся с работой руководителей областей, а также для политических “пенсионеров”. В итоге у казахстанских сенаторов нет сильных властных полномочий, и их главная роль - сдерживать мажилис, если тот захочет поиграть в самостоятельность.
На 16 сенаторских мандатов в этом году претендовали 88 кандидатов. Однако только 53 прошли все “испытания” и зарегистрированы избирательными комиссиями (в 2005 году это количество составило 47, в 2008 году - 50, а в 2011 году - 52). 18 выдвинувшихся кандидатов выбыли из избирательной гонки, поскольку не предоставили в избирком в отведенные законодательством сроки необходимые документы. Еще 17 претендентам было отказано в регистрации. “Это и личные заявления, и недостоверность декларации о доходах, и несоответствие требованиям кандидатов в депутаты сената”, - перечислила причины отказа член Центральной избирательной комиссии Ляззат Сулеймен. В среднем в регионах на одно сенаторское кресло претендуют три человека. Лишь в пяти регионах конкуренция разворачивается среди четырех кандидатов. Средний возраст кандидатов, среди которых всего две женщины, 53 года. Специальности кандидатов в сенаторы разнообразные: 21 инженер, девять сельхозработников (агрономы, зоотехники, ветеринарные врачи и другие), восемь экономистов и столько же врачей, четыре преподавателя, один юрист.
По роду деятельности 22 претендента являются сотрудниками государственных органов, организаций, предприятий и учреждений, 16 - работниками коммерческих структур, девять работают в сфере науки, культуры, образования и здравоохранения. В Центральной избирательной комиссии отмечают, что казахстанские сенаторы стали реже баллотироваться на второй срок. Только лишь четыре действующих сенатора в текущем году примут участие в выборах. Что касается представителей оппозиции, то, по мнению политологов, у них нет никакого политического смысла участвовать в выборах в сенат.
Агитационные работы кандидатов финансируются из двух источников - госбюджета и пожертвований юридических и физических лиц. Из республиканского бюджета на выборы в сенат выделили 136 миллионов тенге. На каждого претендента - около 395 тысяч тенге. В “минимум необходимой агитационной работы”, которая финансируется государством, входят 15 минут выступления на телевидении, 10 минут - на радио, две статьи в печатных СМИ, аренда зала для встречи с избирателями, плакатная продукция и транспорт. Кроме того, каждый из кандидатов имеет право создать свой избирательный фонд, общая сумма которого не должна превышать 13 миллионов 976 тысяч 200 тенге. Эти средства пойдут “на усиление агитационной работы”. В Центризбиркоме напоминают, что государственный служащий, выдвинутый кандидатом в депутаты сената, для проведения предвыборной агитации должен временно прекратить исполнение своих полномочий, выйти в отпуск. Впрочем, в случае, если он не проводит предвыборной агитации самостоятельно, он вправе продолжать свою основную деятельность.
Исходя из практики прошлых лет предполагается, что в нынешнем году на выборах в сенат зарубежных наблюдателей будет около 250 человек.
Астана |