|
Юлиана Жихорь
Со вторника в стране стартует новый учебный год. Сотни тысяч учеников вновь сядут за школьные парты. Что ждет юных казахстанцев? И как “учатся жизни” школьники других стран
А ждут школьников очередные реформы.
Уже много лет страна переформатирует систему образования. То, что осталось от “самого лучшего в мире” советского образования, пытаются осовременить, модернизировать, подвести под мировые стандарты. Впрочем, в итоге качество образования лучше не становится.
Зато реформы идут нескончаемо. Постоянно перевыпускают учебники, переписывают программы, страна готовится к переходу на 12-летнее обучение. Совсем недавно была “закинута удочка” с возможным пересмотром сроков каникул. Мол, перегружены школьники во время учебного года и чрезмерно отдыхают летом. Непорядок.
Но вот что интересно. Во времена недалекого прошлого, как раз тогда, когда система образования считалась лучшей в мире, школьники программу “вытягивали”, несмотря на то, что учиться приходилось лишь основываясь исключительно на материалах бумажных носителей. Нынче, во времена расцвета новых технологий, когда уроки транслируются по интернету, а на каждый гаджет можно закачать звуковые файлы учебников, знания в головах школьников не задерживаются, поскольку они “переутруждаются”.
Может, проблема не в головах школьников, а в системе образования в принципе?
Не секрет, что наша страна только и делает, что перенимает опыт. Хочу поделиться тем, что я услышала-узнала об образовании в Японии. Из, так сказать, первых уст - от президента образовательного центра Panasonic, бывшего министра образования Японии г-жи Ацуко Тояма.
Сегодня среднее образование в Японии делится на три уровня: начальная, средняя и старшая школы. Первые две - бесплатные. Причем бесплатные во всем - учебники детям выдают бесплатно! Начальная школа включает в себя образование общее, по всем предметам. Со средней начинается деление школьников по специализациям: что кому интереснее и ближе. (Начальная и средняя школы являются обязательными.) А вот старшая школа уже в большей степени узкоспециализирована. Впрочем, на протяжении всех 12 лет обучения (6 лет - в начальной школе, по три года - в средней и старшей) есть предметы, обязательные для изучения всеми: государственный язык, гуманитарные науки (география, история, обществознание), математика (алгебра, геометрия), естественные науки (физика, химия, биология, геология), музыка (освоение музыкальных инструментов и совместное выступление), изобразительное искусство, физкультура, труд, английский язык.
Но самое интересное, что каждое учебное заведение преподает по собственной методике и зачастую по собственным учебникам: общегосударственных учебников не существует. Государство контролирует их содержание через систему лицензирования.
“Государство разрабатывает стандарты образовательных программ. Однако сами программы разрабатывают собственно учебные заведения или муниципалитеты, если речь идет о государственных школах”, - сообщила “НП” г-жа Тояма. (В Японии существуют государственные и публичные школы, подчиняемые районным исполнительным органам. Государственных школ в стране насчитывается менее полпроцента, основная масса - публичные, то есть находящиеся на балансе муниципалитетов.) По сути, роль Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий сведена к разработке стратегии развития в образовании. Рекомендации министерства - всего лишь и именно рекомендации. Однако это не означает, что их полностью игнорируют.
Например, министерство рекомендует, то есть включает в стандарт, количество уроков по определенным предметам в неделю.
“Среди муниципальных школ конкуренции практически не существует. Чаще всего их программы либо одинаковые, либо очень похожи. Дело в том, что никто не запрещает любой школе выработать собственную программу обучения.
Единственное, что объединяет все без исключения школы Японии, это обязательное наличие школьной формы и уборка территории школы учениками - это часть воспитания коллективного духа детей и развития у них уважения к чистоте и порядку.
Сейчас Министерство образования Японии активно работает над воспитательной частью школьных программ, поскольку родители фактически утратили функцию воспитателей: они весь день работают и ответственность ложится на школу. “Исторически японцы были трудоголиками. Это от бедности. Но со второй половины ХХ века экономика нашей страны резко выросла, и Япония стала богатой страной. Дети стали избалованными. Чтобы исправить это, принимается ряд мер”, - рассказала г-жа Тояма. В частности, сегодня в воспитании детей акцент делается на морали подрастающего поколения. “В образовании человека важен ум. Но важно воспитывать и человечность: чувство солидарности, помощи другим, правила поведения в обществе. Мы называем это “чувство человечности”. Воспитывать и развивать ум детей - это хорошо. Но важнее воспитать хороших людей”. И добавила, что Япония - страна, где единственный ресурс - люди. “Должны быть ум и высокая мораль. Иначе мы не завоюем признания в мире”.
Специальный образовательный фонд, который и возглавляет Ацуко Тояма, как раз и занимается выработкой методик воспитания морально-нравственного облика японских детей: создаются учебники, вырабатывается целая система воспитания гражданина - от детских садов до предприятий. И первый учебник, который сегодня разработан, начинается с пропаганды движения “Рано ложиться, рано вставать и обязательно завтракать”.
К слову, участие в обсуждении новой программы воспитания, которая станет частью школьной программы, принимают не госчиновники, а общественность: учителя, родители, ученые. И идет активное обсуждение на форумах.
Быть может, Казахстану стоит кое-чему поучиться у японских коллег. Ведь сегодня именно японские школьники считаются “самыми умными”, а японские технологии - самыми передовыми в мире.
Астана |