ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



День знаний События

Юлиана Жихорь
Со вторника в стране стартует новый учебный год. Сотни тысяч учеников вновь сядут за школьные парты. Что ждет юных казахстанцев? И как “учатся жизни” школьники других стран

А ждут школьников очередные реформы.
Уже много лет страна переформатирует систему образования. То, что осталось от “самого лучшего в мире” советского образования, пытаются осовременить, модернизировать, подвести под мировые стандарты. Впрочем, в итоге качество образования лучше не становится.
Зато реформы идут нескончаемо. Постоянно перевыпускают учебники, переписывают программы, страна готовится к переходу на 12-летнее обучение. Совсем недавно была “закинута удочка” с возможным пересмотром сроков каникул. Мол, перегружены школьники во время учебного года и чрезмерно отдыхают летом. Непорядок.
alt
Но вот что интересно. Во времена недалекого прошлого, как раз тогда, когда система образования считалась лучшей в мире, школьники программу “вытягивали”, несмотря на то, что учиться приходилось лишь основываясь исключительно на материалах бумажных носителей. Нынче, во времена расцвета новых технологий, когда уроки транслируются по интернету, а на каждый гаджет можно закачать звуковые файлы учебников, знания в головах школьников не задерживаются, поскольку они “переутруждаются”.
Может, проблема не в головах школьников, а в системе образования в принципе?
Не секрет, что наша страна только и делает, что перенимает опыт. Хочу поделиться тем, что я услышала-узнала об образовании в Японии. Из, так сказать, первых уст - от президента образовательного центра Panasonic, бывшего министра образования Японии г-жи Ацуко Тояма.
Сегодня среднее образование в Японии делится на три уровня: начальная, средняя и старшая школы. Первые две - бесплатные. Причем бесплатные во всем - учебники детям выдают бесплатно! Начальная школа включает в себя образование общее, по всем предметам. Со средней начинается деление школьников по специализациям: что кому интереснее и ближе. (Начальная и средняя школы являются обязательными.) А вот старшая школа уже в большей степени узкоспециализирована. Впрочем, на протяжении всех 12 лет обучения (6 лет - в начальной школе, по три года - в средней и старшей) есть предметы, обязательные для изучения всеми: государственный язык, гуманитарные науки (география, история, обществознание), математика (алгебра, геометрия), естественные науки (физика, химия, биология, геология), музыка (освоение музыкальных инструментов и совместное выступление), изобразительное искусство, физкультура, труд, английский язык.
Но самое интересное, что каждое учебное заведение преподает по собственной методике и зачастую по собственным учебникам: общегосударственных учебников не существует. Государство контролирует их содержание через систему лицензирования.
“Государство разрабатывает стандарты образовательных программ. Однако сами программы разрабатывают собственно учебные заведения или муниципалитеты, если речь идет о государственных школах”, - сообщила “НП” г-жа Тояма. (В Японии существуют государственные и публичные школы, подчиняемые районным исполнительным органам. Государственных школ в стране насчитывается менее полпроцента, основная масса - публичные, то есть находящиеся на балансе муниципалитетов.) По сути, роль Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий сведена к разработке стратегии развития в образовании. Рекомендации министерства - всего лишь и именно рекомендации. Однако это не означает, что их полностью игнорируют.
Например, министерство рекомендует, то есть включает в стандарт, количество уроков по определенным предметам в неделю.
“Среди муниципальных школ конкуренции практически не существует. Чаще всего их программы либо одинаковые, либо очень похожи. Дело в том, что никто не запрещает любой школе выработать собственную программу обучения.
Единственное, что объединяет все без исключения школы Японии, это обязательное наличие школьной формы и уборка территории школы учениками - это часть воспитания коллективного духа детей и развития у них уважения к чистоте и порядку.
Сейчас Министерство образования Японии активно работает над воспитательной частью школьных программ, поскольку родители фактически утратили функцию воспитателей: они весь день работают и ответственность ложится на школу. “Исторически японцы были трудоголиками. Это от бедности. Но со второй половины ХХ века экономика нашей страны резко выросла, и Япония стала богатой страной. Дети стали избалованными. Чтобы исправить это, принимается ряд мер”, - рассказала г-жа Тояма. В частности, сегодня в воспитании детей акцент делается на морали подрастающего поколения. “В образовании человека важен ум. Но важно воспитывать и человечность: чувство солидарности, помощи другим, правила поведения в обществе. Мы называем это “чувство человечности”. Воспитывать и развивать ум детей - это хорошо. Но важнее воспитать хороших людей”. И добавила, что Япония - страна, где единственный ресурс - люди. “Должны быть ум и высокая мораль. Иначе мы не завоюем признания в мире”.
Специальный образовательный фонд, который и возглавляет Ацуко Тояма, как раз и занимается выработкой методик воспитания морально-нравственного облика японских детей: создаются учебники, вырабатывается целая система воспитания гражданина - от детских садов до предприятий. И первый учебник, который сегодня разработан, начинается с пропаганды движения “Рано ложиться, рано вставать и обязательно завтракать”.
К слову, участие в обсуждении новой программы воспитания, которая станет частью школьной программы, принимают не госчиновники, а общественность: учителя, родители, ученые. И идет активное обсуждение на форумах.
Быть может, Казахстану стоит кое-чему поучиться у японских коллег. Ведь сегодня именно японские школьники считаются “самыми умными”, а японские технологии - самыми передовыми в мире.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение