|
Алла Иванилова
В Астане живут более 832 тысяч человек (впрочем, если верить данным налоговых сборов, то численность населения Астаны превышает миллион человек). Покорять главный город Казахстана приезжают жители со всех уголков страны. Существующие железнодорожный и автовокзал уже не выдерживают сегодняшней нагрузки. Власти обещают решить эту проблему кардинальным способом
В Астане уже давно назрела необходимость строительства нового железнодорожного вокзала. Сегодня через станцию “Астана” в сутки проходят 43 пары пассажирских поездов, из них 14 пар - транзитные. Действующий вокзал рассчитан на отправление шести тысяч пассажиров в сутки, а фактически ежедневно отъезжают более семи тысяч. Через двенадцать лет прогнозируют отправление около 11 тысяч пассажиров в сутки.
Строительство нового вокзала рассматривается как с количественной, так и с качественной точек зрения. Учитывая предстоящую Международную выставку ЭКСПО-2017, было бы разумно встречать иностранных гостей на новом вокзале, чтобы они, выходя в город, сразу видели всю красоту, о которой мы так много говорим. На деле же картина для зарубежных посетителей на существующем вокзале открывается не зрелищная. Первое, что они видят - старый, неприглядный район, без пафосных левобережных зданий. А когда везешь гостей по “раздолбанным” улицам, то “первое впечатление” окончательно портится.
В этом году на левобережье Астаны начато строительство современного железнодорожного вокзала. Это приурочено не только к проведению Международной выставки “ЭКСПО-2017”, но и предусмотрено проектом новой железнодорожной магистрали Астана - Алматы. Новый терминал расположится в районе Аллеи Мынжылдык (Тысячеления) на пересечении улицы Шамши Калдаякова и объездной дороги К-1, в четырех километрах от Дворца Мира и Согласия. Проектом предусмотрено, что расчетный пассажиропоток составит 35 тысяч пассажиров в сутки. К 2025 году ожидается увеличение движения пассажирских поездов по новой станции “Астана” до 60 пар, из них 20 пар транзитных. Общая площадь комплекса составит 127,2 гектара. Из них почти 33 тысячи квадратных метров будут отведены для пятиэтажного здания вокзала, где будут располагаться гостиница, бизнес-центр и даже развлекательный центр, чуть более 15 тысяч - для коммерческих целей, 12 тысяч - для технического парка, а оставшееся место - для парковки. К зданию вокзала подведут общественный транспорт, а также скоростной трамвай, соединяющий комплекс с аэропортом. При этом одновременно в здании смогут находиться до 2,5 тысячи человек (от 12 000 до 35 000 человек в сутки). Это возможно в том числе и благодаря развитой системе внутренних коммуникаций - лестницы, эскалаторы и лифты.
Новый железнодорожный вокзал, который запустят в 2017 году, обеспечит пропускную способность по всем примыкающим направлениям (Тобол, Кокшетау, Караганда, Павлодар). Он станет не только ярким произведением современной архитектуры, благодаря уникальному проекту, но и своего рода транспортно-пешеходным мостом между двумя районами города. Кроме того, чиновники надеются, что столичный вокзальный комплекс обеспечит выход казахстанской железной дороги на качественно новый уровень в организации международных транспортных коридоров через ее основной “хаб” в Астане.
К 2017 году в Астане также появятся два автовокзала, обеспечивающих междугороднее сообщение. Их пропускная способность - 4,5 тысячи человек в сутки. Автовокзалы построят по схеме государственно-частного партнерства, и расположатся они на выездных магистралях в направлении городов Костанай и Караганда. На сегодняшний день под эти проекты уже выделили земельные участки, разработали ТЭО и направили на госэкспертизу. Строительство планируют начать в 1-м квартале 2015 года.
При этом чиновники уточняют - сроки могут быть скорректированы по итогам проведения конкурса на определение концессионера.
К проведению ЭКСПО-2017 приурочен еще один “расширительный” проект - реконструкция международного аэропорта Астаны. В частности, расширят пассажирский терминал. В итоге его пропускная способность в час пик составит до 1500 пассажиров.
По данным Управления архитектуры и градостроительства г. Астаны, столица в будущем имеет все шансы превратиться в крупнейший транспортно-логистический центр международного значения и стать важнейшим опорным узловым пунктом в международных транспортно-коммуникационных коридорах, обеспечивающих торгово-экономические, культурные и научно-технические связи стран Европы и Азии.
Ну а пока в Астане реализуют проект БРТ - скоростные автобусы, курсирующие по специально выделенным полосам. С июня этого года начались строительные работы первой линии протяженностью 23 километра, которые планируют завершить в 2016 году. В целом завершение проекта БРТ общей протяженностью 63 километра намечено на 2019 год. Скоростные автобусы будут курсировать как на левом, так и на правом берегу.
Еще один вид транспорта, который не раз критиковал аким столицы и даже президент - такси. Сейчас на балансе компаний, занимающихся частным извозом в Астане, числятся 570 автомобилей. До конца этого года их количество планируют увеличить до 650 единиц, а к 2017 году - до 1500. В рамках подготовки к предстоящей выставке ЭКСПО-2017 с прошлого года по городу курсирует “Экотакси”. Это автомобили отечественного производства, работающие на газовом топливе. Сейчас в распоряжении горожан 100 единиц экологического транспорта, а до 2017-го их количество доведут до 600.
Также в связи с расширением маршрутной сети столицы планируют поэтапное обновление городских автобусов. До 2017 года необходимо заменить более 958 единиц. Согласно заключенному с крупной европейской корпорацией IVECO контракту, осуществят поставку 358 автобусов этого производителя. По данным Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Астаны, 180 из них направят на покрытие существующего дефицита, а остальные 170 - на замену устаревших автобусов.
Эти автобусы оснащены современными системами информирования пассажиров, электронного обилечивания, подсчета пассажиропотока, для перевозки людей с ограниченными возможностями и полным зимним пакетом с учетом холодной погоды зимой в столице.
Астана |