Анна Шелепова, Ярослава Науменко
В целях экономии многие казахстанцы предпочитают летать в другие страны через Бишкек. Перелеты из Кыргызстана в сравнении с нашими расценками на авиабилеты обходятся примерно в два раза дешевле. Однако такая экономия может стоить пассажирам жизни. Вечерний воскресный чартерный рейс Бишкек - Тегеран оказался последним для 65 человек. В авиакатастрофе в киргизском небе погибли и трое граждан Казахстана
Напомним, 65 человек погибли и 25 получили ранения в результате падения пассажирского самолета “Боинг-737”. Авария произошла в воскресенье в 10 километрах от международного аэропорта Манас, расположенного близ столицы Киргизии Бишкека.
“Боинг” совершал авиарейс по маршруту Бишкек - Тегеран. Перелет выполняла авиакомпания Ирана “Ассеман эйр”, экипаж - киргизские авиалинии “Итек Эйр”. “Боинг” также принадлежал киргизской авиакомпании.
Среди пассажиров было 52 гражданина Ирана, 24 - Киргизии, 3 - Казахстана, 2 - Канады, 1 - Китая и 1 - Турции. Среди погибших - вице-президент Федерации баскетбола Киргизии Назар Кубатов и ее генеральный секретарь Олег Кутилов. На борту находились также 17 членов юношеской сборной страны по баскетболу, из которых спаслись 7 человек. Все члены экипажа выжили.
Компания “Итек Эйр” давно находится в черном списке Европейской комиссии. (Всего в этот список входит сто компаний из Конго, Экваториальной Гвинеи, Либерии, Свазиленда, Сьерра-Леоне и Таиланда, Кыргызстана. Им запрещено появляться в воздушном пространстве Европы по причине несоответствия международным нормам безопасности.) Список появился после того, как четыре года назад в Красное море рухнул “Боинг-737” одной из египетских авиакомпаний. Причина аварии была в неисправности техники.
Однако киргизская сторона не согласна с мнением Европейской комиссии.
По их мнению, прежде в черном списке были лишь две компании, но после того, как в Бишкек прилетела проверяющая делегация из Европейской комиссии и увидела дорогие респектабельные автомобили служащих департамента гражданской авиации (при средней зарплате в 100 долларов), возникли подозрения в коррупции. После чего черный список пополнился, а над Европой запретили летать уже всем киргизским компаниям.
Тем не менее эксперты утверждают, что нет дыма без огня: в Кыргызстане у половины зарегистрированных авиакомпаний нет собственной техники. Они используют арендованные самолеты, техническое состояние которых вызывает много вопросов. Среди предварительных версий причин аварии правительственная комиссия называет поломку двигателя и отказ системы кондиционирования. Но доподлинно известно лишь то, что в полете экипаж “боинга” доложил о разгерметизации, запросил экстренную посадку, но не дотянул до аэропорта нескольких километров, упав на поле с полными баками горючего. В Бишкеке ждут специалистов из Москвы - расшифровывать данные “черных ящиков”.
Представители авиакомпании “Итек Эйр”, в свою очередь, предполагают, что причиной крушения в Кыргызстане “Боинга-737” мог стать теракт.
Комментирует в пресс-службе авиакомпания “Итек Эйр”: “Мы лишь предполагаем, что это, возможно, был теракт, потому что все наши самолеты, которые летают в Россию и в город Ош, находятся в прекрасном техническом состоянии. А тут самолет полный пассажиров, большая часть которых - иранцы... Понимаете?” |