|
Алла Иванилова
Долг по алиментам в Казахстане составляет несколько миллиардов тенге. Многие бывшие мужья после развода снимают с себя все обязательства по содержанию ребенка и скрываются: уезжают в другой город или меняют адрес. Генпрокуратура в свое время предлагала по опыту других стран создать в республике Государственный алиментный фонд, однако эта идея так и не нашла продолжения
Количество разводов в Казахстане ежегодно растет. В сегодняшнее непростое время распадается каждый третий брак. И хотя в Конституции РК (ст. 27) прописана обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей, далеко не все папы и мамы “спешат на помощь”. Сегодня более ста тысяч детей, не достигших 18-летнего возраста, не получают алименты. И ситуация с каждым годом не меняется в лучшую сторону, напротив - за последние пять лет количество неплательщиков по алиментам выросло на 25 процентов. Причем большинство безответственных папаш имеют постоянный и неплохой заработок. А между тем матери-одиночки вынуждены выживать. Далеко не у всех получается обеспечивать своих детей. Тяжело тем, у кого два-три ребенка. Оставшись без поддержки, некоторые мамы сдают детей в интернаты. В этом случае они попадают в категорию социальных сирот и, находясь на содержании у государства, не получают льгот и пособий, полагающихся полным сиротам. Достигнув совершеннолетия, оказываются без надежды на нормальное образование и материальной поддержки.
А между тем многие папы, “сделав дело, гуляют смело”. В 2012 году в Алматы проходило специальное мероприятие по выявлению злостных неплательщиков алиментов. Его результаты развенчали миф о том, что алименты не платят лишь безработные. Среди нерадивых отцов оказалось много высокопоставленных госслужащих и даже сотрудников силовых структур: представителей Комитета национальной безопасности, финансовой полиции, управления внутренних дел и налогового департамента. Многие из них имеют хорошие оклады, но не имеют желания содержать своих детей.
Общественные организации считают, что такие люди не могут называться госслужащими, поскольку, забыв про обязанности перед своим ребенком, они забудут про ответственность перед народом.
Вопрос алиментов не раз поднимали с высоких трибун. Его два года назад в своем Послании народу Казахстана “Стратегия “Казахстан-2050”: новый политический курс состоявшегося государства” затронул президент. “Я против разводов, необходимо воспитывать молодежь в духе ценности семьи, пагубности разводов, потому что из-за них прежде всего страдают дети. “Ќкесi ћой баѕа бiлмегеннiѓ, баласы ћозы баѕа бiлмейдi (Если отец не умеет овец пасти, сын не умеет пасти ягнят)”. Воспитание детей - это задача обоих родителей, а не только матери. Но если уж так получилось, то отец должен платить алименты. Государство должно поддерживать одиноких матерей и ужесточить наказание за неуплату алиментов”, - отметил Нурсултан Назарбаев.
После этого чиновники решили помочь одиноким мамам и папам. Кстати, отцы-одиночки сами “тянут” своих детей и редко обращаются в суд за взысканием законных алиментов с “матери-кукушки”. С 1 января текущего года алименты для безработных папаш считают по-новому: если раньше высчитывалось 25 процентов от минимальной заработной платы (в 2013 году этот показатель составлял 18 660 тенге и сумма минимальных алиментов была смешная - 4665 тенге), то теперь расчет производится от средней заработной платы по Казахстану. А средний заработок в республике в этом году составил 108 640 тенге. Неработающий папа должен выплачивать 27 160 тенге на одного ребенка, на двоих - 36 213 тенге, а на троих и более - 54 320 тенге. Учитывая, что в некоторых регионах такая зарплата предел мечтаний, злостные неплательщики алиментов попадают в сложную ситуацию. С другой стороны, возможно, таким образом будет решена проблема тунеядства среди мужчин: алиментщик пойдет официально на любую работу, чтобы платить меньше собственному ребенку. Тем, кто получает “черную” зарплату в конвертах, придется ее “очистить”, и, соответственно, платить налоги, поскольку это будет выгоднее, чем платить “минимальные” алименты.
Помимо этого в текущем году вступили в силу поправки в некоторые законодательные акты по вопросам совершенствования исполнительного производства, согласно которым неплательщикам алиментов грозит срок до трех лет. Кроме того, тех, кто не платит алименты более трех месяцев, могут привлечь к общественным работам сроком до 120-180 часов либо “забывшего” ждет ограничение свободы до двух лет или лишение свободы на этот же срок. Однако статистика привлечения к ответственности по этим статьям на сегодняшний день незначительная, поскольку сбор материалов и доставление должника на судебное рассмотрение занимают большое количество времени.
Вообще история с размером алиментных выплат неоднозначная. До 2012 года, в соответствии с п. 3 ст. 99 Закона “Об исполнительном производстве”, в случае уклонения от выплаты алиментов задолженность по ним определялась из размера средней заработной платы в регионе проживания оставившего детей родителя. В среднем на одного ребенка приходилось около 26 тысяч тенге в месяц. После принятия Кодекса “О браке (супружестве) и семье” с января 2012 года алименты стали начислять исходя из минимального размера месячной заработной платы, что привело к их четырехкратному падению - до четырех тысяч тенге в месяц. И вот, наконец, справедливость восторжествовала. Правда, не совсем, поскольку у правозащитников есть еще много предложений. Например, продлить срок выплаты алиментов до 23 лет, то есть на период обучения ребенка. Чтобы заставить горе-отца платить алименты, не нужно придумывать велосипед. Во многих странах действуют отработанные системы, которые базируются на принципе: “Не хочешь - заставим”. Так, существует система стоп-карт в отношении лиц, не желающих исполнять судебные решения, которая заключается в том, что должник не может воспользоваться услугами государственных структур, например, ЦОНов, банков и тому подобных, а также не имеет возможности совершать гражданско-правовые сделки. Также существует практика лишения нерадивого папаши водительских прав, и он может быть ограничен в их получении или обновлении. То же самое касается и лишения должника лицензии (на охоту, рыболовство). Подобная мера охватывает и все виды деятельности, требующие лицензии, так как легче исполнить решение, чем потерять лицензию оценщика, медиатора, нотариуса и т.д. Чтобы народ знал своих “героев”, имена и фотографии злостных неплательщиков алиментов необходимо разместить на специальном сайте. В нашей стране пока действует запрет на выезд за рубеж для должников алиментов.
Но все эти меры не будут эффективно работать, пока за дело не возьмутся судебные исполнители, которые зачастую бездействуют. Так, в Казахстане более 200 тысяч судебных решений о взыскании алиментов, половина из них периодически не исполняются или исполняются частично.
Кроме того, в стране слабо налажена работа по регистрации людей, поэтому неудивительно, что многим мужьям удается скрываться. Здесь может помочь Государственный алиментный фонд, в обязанности которого входит не только выплата алиментов, но и поиск должника. Работа фонда проста - он берет на себя обязательства по выплате алиментов, а когда находит нерадивого родителя, то взыскивает с него понесенные затраты. Однако предложение Генеральной прокуратуры создать такой фонд было отклонено, поскольку чиновники подсчитали, что для госказны он обойдется “в копеечку”. В 2009 году сумма, которая требовалась на его создание, составляла три миллиарда тенге. Напомним, что сегодняшний долг по алиментам составляет около двух миллиардов тенге.
Астана
В западных странах существуют два типа алиментов: на содержание детей (child support) и супружеские выплаты (alimony). Страны различаются прежде всего принципами начисления алиментов, но два главных подхода - от доходов родителя или расходов на ребенка - часто комбинируют. Во многих штатах США в расходы на ребенка включается медицинская страховка. Размер алиментов зависит и от возраста ребенка. В некоторых штатах США родители обязаны внести вклад в оплату обучения в колледже.
В Германии матери-одиночке алименты выплачивают до достижения ребенком трех лет. После этого женщина обязана выйти на работу. При их расчете учитывают возраст ребенка, возможный личный доход и среднюю годовую заработную плату отца, а также все его дополнительные доходы за текущий год. Если папа безработный, обязательства по выплате алиментов берет на себя ведомство по делам детей и юношества. Однако эта услуга не безвозмездна - мужчина обязан будет выплатить весь долг после устройства на работу. А злостных неплательщиков еще и облагают пятипроцентными начислениями. В Германии долг по оплате алиментов является приоритетным по отношению ко всем остальным обязательствам. Поэтому нерадивые отцы вынуждены мириться с визитами судебного исполнителя, готового провести опись имущества.
В ряде зарубежных стран алиментные обязательства не прекращаются со смертью платившего их родителя при условии, что у него осталось имущество. В итоге новый владелец, если это не сам ребенок, должен выплачивать алименты.
Сейчас разрабатывается проект Гаагской конвенции о международном взыскании средств на содержание детей и других видов семейного содержания. Главная цель документа - способствовать решению проблемы взыскания алиментов на содержание детей, когда их родители или один из них находятся на территории другого государства - участника Конвенции, в том числе, возможно, путем создания специальной структуры. В Казахстане аналогичное регулирование опирается на Минскую конвенцию 1993 года об оказании правовой помощи и правовым отношениям по гражданским, семейным и уголовным делам, которая действует на всей территории СНГ. |