Алла Иванилова
Город больших невозможностей
Передвигаться по Астане инвалидам и мамам с колясками крайне трудно. Их прогулки напоминают компьютерные игры, где на пути героев постоянно вырастают препятствия. Далеко не везде есть пандусы и специальные съезды, а там, где они существуют, появляется еще одно препятствие в виде припаркованных автомобилей
В Казахстане только 16 тысяч объектов специально оборудованы для доступа к ним инвалидов. Да и те - не идеал для подражания: где-то есть пандусы, но нет перил либо наоборот, в других - высокие пороги, узкие холлы, где не развернуться на коляске. Хотя, согласно утвержденным стандартам, угол уклона пандуса - не более пяти градусов, шероховатая поверхность, при этом он должен иметь двухуровневые поручни: первый - для детских инвалидных колясок, второй - для взрослых.
Столица должна быть примером для всей республики, однако и здесь не все идеально. Многие здания напоминают инвалидам оборонительные сооружения, куда невозможно попасть. Причем это не только коммерческие объекты, но и государственные. Непонятно, почему на этапе строительства того же нового административного центра Астаны не был учтен этот деликатный вопрос? В свое время депутаты интересовались у бывшего министра труда и социальной защиты населения Гульшары Абдыкаликовой, как к ней на прием попадают инвалиды. Пандусы в Доме министерств похожи на “полосы препятствий”. Тогда же экс-министр заверяла, что на паспортизацию всех зданий страны на предмет их доступности для инвалидов государство потратит около шести миллиардов тенге. Там, где нет пандусов или они не соответствуют стандартам, их будут переделывать. В Астане работы по обустройству городской инфраструктуры для людей с ограниченными возможностям ведут с 2012 года. В первую очередь обустраивают районы, где расположены административные здания, парки, объекты социального назначения. Завершить работы городской акимат планирует в течение двух лет.
По словам члена общественной группы, председатель общественного объединения “Центр “Независимая жизнь “ДОС” Дины Ердилдиновой, собственники учреждений должны понимать необходимость правильного исполнения всех этих норм при строительстве, ведь доступность различных зданий необходима не только для людей с ограниченными возможностями, но и, к примеру, для женщин с колясками.
После проверки ее организаторы составят список наиболее посещаемых объектов людьми с ограниченными возможностями и обратятся к их владельцам с предложением обеспечить необходимой инфраструктурой. Также в планах у общественников создать карту доступности города для инвалидов, которых в Астане насчитывается около 18 тысяч.
Однако не только многие столичные здания, но и общественный транспорт недоступен для инвалидов. Работы в этом направлении только начинаются. Так, в Астане до 2017 года 1100-1200 автобусов будут технически оснащены, чтобы перевозить людей с ограниченными возможностями.
Некоторые нерадивые автовладельцы демонстрируют свое отношение к инвалидам, незаконно занимая их места на парковке. Регулярно в Управление административной полиции ДВД Астаны поступают жалобы от лиц с ограниченными возможностями. По словам столичных полицейских, такие нарушения показывают бескультурье некоторых водителей. Кстати, с 30 апреля текущего года в Кодекс об административных правонарушениях внесены изменения и дополнения за парковку под знаком “инвалид”. За это нарушение грозит штраф в 50 месячных расчетных показателей, а за повторное совершение аналогичного нарушения в течение года - уже 70 МРП.
Вездесущие водители паркуются и там, где есть съезды с тротуаров, блокируя таким образом путь не только инвалидам-колясочникам, но и мамам с колясками. И хотя стражи порядка проводят регулярные рейды по выявлению автовладельцев, чей девиз “где хочу - там паркуюсь”, меньше их не становится. С начала года выявили уже 683 таких нарушителей. Не пугают их и штрафы - за парковку на тротуаре, газоне или детской площадке - 10 МРП.
Астана |