|
Айгуль Жилкишина
27 июня в Алматы в пятый раз прошла акция “Пивной дозор” по профилактике нарушений правил продажи алкогольной продукции лицам менее 21 года. Мероприятие прошло при поддержке акимата Алматы, управления по вопросам молодежной политики и Федерации горных лыж РК. Представители компании Carlsberg Kazakhstan, прессы, властей города, а также медийные лица провели рейд по некоторым торговым точкам, чтобы выяснить реальное положение дел с административными нарушениями
В самый жаркий период лета и пивного сезона компания Carlsberg Казахстан, выступающая за высокую культуру потребления алкоголя, провела мероприятие в интересах молодежи до 21 года, чтобы напомнить продавцам о требованиях закона и последствиях его нарушения. Заодно и выполняли задачу по выяснению реальной ситуации в магазинах, торгующих спиртосодержащими напитками.
Несколько команд сели в машины и отправились в такой антиалкогольный рейд вместе с “подставными” подростками, которые покупают алкоголь, а представители контролирующей общественности смотрят, какой будет реакция продавца алкоголя. Тем, кто не удержался и продал горячительные напитки, сотрудники рейда объясняли, что только что ими преступлен правопорядок.
Это значимое социальное мероприятие, направленное на предотвращение нарушений законодательства в сфере оборота алкогольной продукции, проводится у нас с 2009 года. По улицам казахстанских городов дозором проходят представители общественности и администрации, разъясняя и распространяя материалы среди сотрудников розничной торговли. И если в прошлом году незаконные продажи пива были выявлены в 45 процентах магазинов, то в этом году пиво подросткам продали в 70 процентах магазинов, по которым прошелся рейд. Сотрудники торговой пивоваренной команды провели разъяснительные работы в 53 торговых точках Алматы.
Выполнение закона должно контролироваться - для этой цели в 2013 году территория “Пивного дозора” охватила весь Казахстан. В 21 городе страны около 400 сотрудников компании и волонтеров напомнили продавцам в 20 000 магазинах и ларьках о запрете продажи алкоголя лицам младше 21 года. В этом году акция также всеказахстанская - в Астане пройдено 40 торговых точек, в Актобе - 100.
Участие в акции “Пивной дозор-2014” приняли Нуржан Тойшы, продюсер этнической рок-группы “Алдаспан”, Ботагоз Алдонгарова, главный редактор радиостанции “РЕТРО ФМ”, а также актриса кино и телеведущая Ася Оспанова. О том, каково ее мнение по поводу прошедшего мероприятия, она высказалась так: “Я с большой пользой провела сегодняшний день, мне было очень интересно принять участие в акции. Считаю, что такие мероприятия, безусловно, полезны. Мне было важно поговорить с каждым продавцом, попытаться изменить его мировоззрение, призвать принять общечеловеческие ценности. Считаю, что такой диалог важнее, чем запугивание законом и штрафами”.
Как показывает практика, такие общественные мероприятия являются действенным инструментом, позволяющим напомнить обществу о том, что каждый может и должен внести свой вклад в улучшение ситуации и формирование культуры здорового образа жизни среди молодежи.
И все же самый лучший пример детям для подражания - поведенческая реакция родителей. Животный мир служит нам тому примером: всем охотничьим повадкам детеныши обучаются взрослыми самцами и самками. Подрастающее поколение просто отзеркаливает то, что видит - в семье, в обществе, в своем субкультурном окружении. Если папа в субботний летний вечер одну за другой опустошает пивные банки, то малыш усвоит с младых ногтей - это норма. А подростку, отец которого позволяет себе не более пары запотевших бутылок в знойный летний вечер, такие рейды без надобности. Культура пития (питания, чтения и все другое) формируется до 5 лет. Это мероприятие будет скорее полезно тем родителям, дети которых еще в нежном возрасте, а также тем, кто планирует построить семью.
Закон “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам госрегулирования производства и оборота алкогольной продукции” вводит запрет на продажу спиртных напитков крепостью выше 30 градусов с 21 часа до 12 часов, без разделения на будние и выходные дни. На напитки крепостью ниже 30 градусов запрет остается прежним - с 23 часов ночи до 8 утра.
В настоящее время продажа любой алкогольной продукции (за исключением реализации в торговых домах, ресторанах, барах и кафе) запрещена в будние дни с 23 до 8 часов, в выходные, праздничные дни - с 24 до 8 часов.
Данные ограничения не распространяются на рестораны, кафе, бары и прочие официально действующие питейные заведения. В перечень мест, где торговля спиртным запрещена, кроме организаций спорта, образования и здравоохранения внесены автозаправочные станции. Законом также предусматривается двукратное увеличение штрафа за продажу алкоголя лицам до 21 года. Вместе с тем отменяется требование о запрете торговли алкогольной продукцией в торговых точках, находящихся на расстоянии 100 метров от учреждений образования. Исключение этого территориального ограничения обусловлено тем, что запрет на реализацию спиртных напитков лицам в возрасте до 21 года сам по себе уже является ограничением для продажи алкоголя детям и молодежи. |