|
Ольга Шишанова
Казахстан вошел в шестерку стран Центральной Азии, которые Управление ООН по наркотикам и преступности назвало высокоприоритетными в области инъекционного потребления наркотиков, а значит, и распространения ВИЧ-инфекции
Сегодня ситуация с потреблением наркотиков в Казахстане действительно достаточно сложная, но вместе с тем, по словам председателя Комитета по борьбе с наркобизнесом и незаконным оборотом наркотических веществ МВД РК Анатолия Выборова, контролируемая и стабильная. Более того, если верить статданным, которыми оперирует МВД РК и которые приводит Минздрав республики, потребление наркотиков среди казахстанцев имеет тенденцию к снижению. Зато увеличивается количество изъятия наркотических средств из незаконного оборота с одновременным укреплением южных границ страны, где проходит основной трафик наркотиков, того же афганского героина. Кстати, на казахстанских нелегальных рынках превалируют такие виды наркотических веществ, как пресловутый героин, а также, как выразился Выборов, такие “доморощенные” наркотические средства, как марихуана и гашиш, которые нелегально производятся и пытаются вывозиться из территории Чуйской долины, что в Жамбылской области”.
Между тем, по данным МВД РК, один килограмм героина стоит от 7 до 48,7 тысячи долларов, чуть дешевле опий - от 900 до 15,5 тысячи долларов, затем идет гашиш, стоимость которого на черном рынке - от 500 до 1,750 тысячи долларов. При этом наблюдается определенный дефицит на нелегальном рынке наркотиков именно героинового происхождения, который вызвал другую тенденцию. То есть на сегодняшний день в Казахстане очень остро стоит проблема распространения синтетических наркотических средств, которые начинают поступать с территории Западной Европы через Российскую Федерацию - это амфитамины, экстази, ЛСД и т.п.
Чтобы хоть как-то справиться с этим потоком, в республике приняли Государственную программу по борьбе с наркоманией и наркобизнесом на 2012-2016 годы, на реализацию которой выделили более 6,1 миллиарда тенге. Из них почти 80 процентов, по словам Выборова, предусмотрено на укрепление границ с тем, чтобы как можно эффективнее перекрыть каналы поступления наркотических средств в республику.
Кстати, из всех стран СНГ героиновых наркотиков больше всего изымается в Таджикистане - эта страна служит своеобразным буфером, находясь на пути переброски наркотиков в страны ЦА. Затем следуют Казахстан и Кыргызстан, где, правда, наркотиков изымается меньше, чем в Казахстане.
Что касается Афганистана, и это подтверждают спецслужбы этой страны, там сегодня в некоторой степени отмечено смещение производства наркотических средств в северных регионах, которые граничили с Казахстаном, в южные регионы. Тем самым наблюдается открытие или, скорее, возобновление так называемого Балканского маршрута, по которому наркотические вещества шли из Афганистана не в сторону севера, а наоборот - в Иран, Пакистан и далее.
Международные организации наперебой предлагают странам Центральной Азии, в том числе и Казахстану, свою помощь, которая основана на “их богатом опыте”. Спору нет, опыт у стран ЕС действительно есть, и немалый, но насколько подойдет он Казахстану - большой вопрос. Достаточно вспомнить тот факт, что когда в Европе 26 лет назад было легализовано употребление наркотических средств, курение марихуаны и гашиша, в той же самой Голландии, ставшей пионером данного направления, выросло целое поколение, употребляющее наркотики, и теперь это поколение просто выпало из общества. Изучив этот опыт, казахстанские организации, в том числе МВД РК, пришли к выводу, что это “неэффективный метод”. “Поэтому данный путь для нашей страны, я считаю, неприемлем”, - подчеркнул Анатолий Выборов.
Между тем представители ООН, судя по всему, смотрят на проблему иначе. По словам специального посланника Генерального секретаря ООН по ВИЧ/СПИДу в Восточной Европе и ЦА Мишеля Казачкина, действительно Голландия, Португалия, а два года назад и Чехия легализовали марихуану и гашиш. А несколько месяцев назад к ним присоединились Уругвай в Южной Америке и два штата в США - Колорадо и Вашингтон. Такую позицию в США, например, объясняют тем, что они “решили посмотреть, что им принесет такой опыт”. Что касается высокопоставленного чиновника из ООН, он и сам еще не решил, что же такое хорошо и что такое плохо, однако склонен к тому, что “подобным образом в мире идет глобальная тенденция к декриминализации людей, пользующихся наркотиками”.
Астана |