|
Константин Кочевников
Вчера в алматинском Доме дружбы Агентство Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью провело международную конференцию по вопросам противодействия коррупции. Заявленную тему встречи “Механизмы противодействия коррупции” финансовые полицейские обсуждали с представителями малого и среднего бизнеса, исследователями, политологами
В работе конференции приняли участие представители неправительственной международной организации Transparency Kazakhstan. от лица организации выступили председатель попечительского совета фонда Наталья Малярчук, советник консула Генерального консульства РФ в Алматы Калмыков, руководитель проекта центра исследований “Сандж” Айнагуль Шарипбаева, президент Алматинской ассоциации предпринимателей Виктор Ямбаев, политологи Айдос Сарым, Досым Сатпаев.
От лица принимающей стороны встречу вели первый заместитель председателя Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью
Андрей Лукин и заместитель председателя Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции) генерал Айвар Боданов. На конференции шел обмен мнениями и опытом, была возможность обсудить новые подходы в процессах предупреждения и борьбы с коррупцией и теневой экономикой, в том числе меры, принимаемые Казахстаном в этой области.
Презентован и проект новой антикоррупционной стратегии Казахстана, разработанной Агентством финансовой полиции.
На форуме также обсуждали методологию исчисления индекса восприятия коррупции, ранжируемую неправительственной международной организацией Transparency Kazakhstan, и меры, принимаемые Казахстаном по повышению рейтинга нашей страны в этом индексе. Особое внимание вызвал доклад заместителя председателя Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Айвара Боданова на тему: “Борьба с коррупцией путем сокращения объемов теневой экономики”.
Он, в частности, сказал, что в долгосрочной перспективе по поручению Администрации президента агентством разработан проект Антикоррупционной стратегии Казахстана до 2025 года. Документ обеспечит комплексность и системность в решении вопросов противодействия коррупции и взаимосвязанной с ней теневой экономикой. Коррупция и теневая экономика тесно связаны: теневая экономика стимулирует коррупцию, а та, в свою очередь, покровительствует ей. В проекте предлагают ряд мер, направленных на борьбу с коррупцией через сокращение объемов теневой экономики. Одним из важных шагов может стать снижение наличных взаиморасчетов, о чем свидетельствует опыт наиболее развитых стран. Аналогичные меры принимают и в Таможенном союзе. В России с 1 января 2015 года введут ограничение по расчетам наличными денежными средствами. И если производимые расчеты не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, их максимальная сумма составит не более 18,7 тысячи долларов, а с 1 января 2017 года - не более 9,3 тысячи долларов. В Беларуси ограничение вводят поэтапно. В 2013 году порог наличных расчетов составляет 3510 долларов. В дальнейшем его планируют снизить до 1170 долларов. То есть страны-партнеры уже разработали соответствующие законопроекты и поэтапно движутся к сокращению наличного оборота.
Соответственно непринятие своевременных мер приведет к увеличению потока криминальных наличных средств из этих стран в Казахстан. Поэтому по инициативе агентства в Комплексный план по противодействию теневой экономике на 2013-2015 годы включен целый блок мероприятий по развитию безналичных платежей. Он содержит предложение установить лимит снятия наличных средств для физических лиц в размере трех тысяч МРП в месяц (около 5,6 миллиона тенге) и 10 тысяч МРП в месяц (около 18,6 миллиона тенге) - для юридических лиц.
Сегодня через лжепредприятия обналичивают многомиллиардные суммы, полученные в результате хищений бюджетных средств и уклонения от уплаты налогов. Из этих же сумм дают взятки и “откаты”.
Ограничения не позволят уводить деньги в теневой оборот и будут способствовать увеличению налоговых поступлений.
Говорили на встрече и о необходимости внедрения принципа прозрачности как одного из важнейших в борьбе с коррупцией. Пока действующий механизм закупок субъектов квазигосударственного сектора обладает низкой степенью транспарентности. Сохраняется риск, связанный с организацией контроля. Например, в деятельности ФНБ имеет место конфликт интересов, так как в соответствии с Законом “О Фонде национального благосостояния” проведение закупок и контроль по их проведению осуществляется самим фондом. Вместе с тем, согласно Закону “О борьбе с коррупцией”, передача государственных контрольных и надзорных функций организациям, не имеющим статуса государственного органа, признается правонарушением, создающим условия для коррупции. Неэффективно, по мнению финпола, работают и службы внутреннего аудита в национальных холдингах и компаниях, что приводит к значительным операционным рискам, слабому контролю за соблюдением правил, наличию недостатков или ошибок.
Подтверждением такого неэффективного управления активами квазигосударственного сектора служат выявленные факты хищений выделенных нацкомпаниям средств. В 2013 году выявили 184 преступления, связанных с деятельностью нацкомпаний. Ущерб составил 9,5 миллиарда тенге.
В финполе ратуют за публикацию результатов закупок с детальным указанием информации о товарах и услугах, производителе и победителе конкурса. Это позволит обеспечить общественный контроль над расходованием госсредств. Необходимо установить и ограничения на включение изменений в планы закупок, касающиеся количества приобретаемых товаров и услуг, а также их стоимости. Нужна единая база цен на товары и услуги по регионам для проверки достоверности цен в заявках. Наконец, нужно полностью перейти на электронный формат закупок.
Финпол предлагает поставить заслон и другому виду нелегальной деятельности, которым является незаконное возмещение НДС из бюджета. Осуществляется эта деятельность с участием представителей государственной власти. В 2012 году зарегистрировали 23 факта незаконного возмещения НДС с ущербом в 1,5 миллиарда тенге. В 2013 году - уже 36 таких преступлений с ущербом в 4,3 миллиарда тенге. Помимо этого финансовой полицией с начала прошлого года возбуждено 62 уголовных дела в отношении 51 сотрудника налоговых органов, в том числе 14 фактов покровительства субъектам теневой экономики.
Сегодня агентство через информационные ресурсы Генеральной прокуратуры получает доступ к различным базам данных, что позволяет проводить анализ на наличие или отсутствие признаков преступления. Прогнозно-аналитическая работа позволила в 2013 году посредством мониторинга планов закупок госсорганов предотвратить нерациональное расходование около 3,5 миллиарда тенге бюджетных средств. На основе аналитических материалов возбудили 516 уголовных дел с ущербом в 110,4 миллиарда тенге.
В целом, Казахстан идет по пути изменения законодательства в соответствии с нормами конвенции ООН по борьбе с коррупцией и приводит законодательство к международным стандартам. |