|
Алла Иванилова
ЭКСПО на руку
Если три года назад аким Астаны говорил, что в столице нет “автомобильных пробок”, то сегодня с этим астанчане не согласятся. В часы пик на улицах города возникают заторы, и проехать от левого берега к правому становится все проблематичнее
По расчетам экспертов, на семью, детей, самообразование и развлечения человек, за вычетом сна, работы и еды, имеет максимум шесть часов в сутки. Но оказывается, что половина этого времени в крупных городах тратится на транспорт. В Астану ежегодно прибывают около 40 тысяч новых машин. А 400 тысяч машин ежесуточно проезжают по улицам города, и это, не учитывая транзитный транспорт. Ежедневно в шесть ворот города въезжают более 25 тысяч машин. Горожан с каждым годом все больше возмущает ситуация с заторами на дорогах. Об этом даже говорит президент страны. “Я с самого начала говорил, что городу нужны четырех-, пятиполосные дороги, но мы продолжаем строить двухполосные. Если даже сейчас такие пробки, что нам ожидать во время ЭКСПО, когда за три месяца город посетят пять миллионов или больше граждан. Имеются проблемы в развитии дорожной логистики, недостаточно применяются мостовые и кольцевые развязки, из-за этого перегружены ключевые транспортные артерии”, - посетовал глава государства в прошлом году на совещании по дальнейшему развитию Астаны.
Действительно, пробки стали обычным явлением для нового административного центра. Видимо, архитекторы, планировавшие Левобережье, не рассчитывали, что там будет большой транспортный поток. В этой части города особенно загружены улицы Кунаева и Достык, где находятся такие объекты, как Медиацентр, здание “Казахстан Темир Жолы”, а также ряд многофункциональных жилых комплексов.
Городские власти делают все возможное, чтобы облегчить жизнь водителям. Помимо ремонта расширяются существующие и строятся новые дороги. Среди них Малое транспортное кольцо, строительство которого будет продолжено в этом году. Его протяженность составит 28 километров и включит в себя 16 транспортных развязок, путепроводов и мостов. В прошлом году в эксплуатацию сдали очень важный для города объект - новый мост через реку Ишим, который завершил проект создания Западного полукольца, разгрузив таким образом транспортный поток на проспектах Сарыарка и Туран до 30 тысяч автомобилей в сутки.
Однако этого, по мнению автовладельцев и президента, недостаточно. “Автоматизированные системы регулирования движения не внедряются, зеленых коридоров нет, вместо подземных переходов вы установили светофоры через каждые сто метров, и каждые сто метров стоят машины, газуют. Хорошо, что Астана проветривается, в Алматы задохнулись бы давно”, - возмущался Нурсултан Назарбаев на прошлогоднем совещании по дальнейшему развитию Астаны.
После такого “нагоняя” столичные власти стали действовать. Если раньше в случае образования заторов на улицы выходили инспекторы дорожной полиции, то теперь в столице внедряют новый проект ITS по автоматическому регулированию транспортных потоков в зависимости от количества машин. “Умные” светофоры благодаря детекторам сами будут определять, какому направлению дать больше времени, чтобы пропустить как можно больше автотранспорта. Раньше в одном направлении фиксировали 30 секунд, в другом - 40 секунд, и светофор целый день работал в таком режиме. Новые светофоры будут менять интервалы. Такие “умные приборы” уже установили на проспектах Сарыарка, Туран, улице Сарайшык, Кунаева, Достык, Сыганак. Планируют, что до мая 2017 года они будут установлены еще на 304 перекрестках города. В целом проект будет реализовываться до 2019 года, когда весь город оснастят этой системой.
Кроме того, в Астане запустят проект “Интеллектуальная транспортная система”. Планируют, что столичные дороги будут иметь по шесть и более полос. Для автобусов предусмотрят отдельную полосу, а светофоры привяжут к одному пункту. Эта некая “зеленая волна”, которая поможет обеспечить максимально быстрое прибытие в любую точку города за 20 минут.
Критике горожан, как, впрочем, и президента, не раз подвергалась работа столичных автобусов и такси. Общественный транспорт ездит с опозданием, а такси в городе “разношерстное”, без счетчиков. Глава государства дал поручение чиновникам привести все к единым стандартам, чтобы при проведении ЭКСПО-2017 не краснеть перед зарубежными гостями.
Ежедневный пассажиропоток общественного транспорта в столице составляет 750 тысяч человек. При этом общее количество автобусов - около 900, дефицит составляет 350. В этом году городские власти намерены закупить недостающие автобусы, которые будут ездить на газовом топливе, и построить два новых коммунальных автобусных парка. Также в городе внедряют новую маршрутную сеть общественного транспорта с применением современных технологий. Для этого в прошлом году пригласили европейскую компанию Typsa. В течение года компанией проведена большая работа: опросили 30 тысяч человек, определили районы города по подвижности и категориям используемого вида транспорта, направления основного пассажиропотока, в том числе в зависимости от сезонности, пункты наибольшего притяжения, характеристики каждого маршрута. На основании данных представили рекомендацию реорганизации маршрутной сети на краткосрочный период - до внедрения системы BRT в 2016 году. В частности, планируют ввести семь новых экспрессных маршрутов, разделить 18 чрезмерно удлиненных маршрутов, при этом будет откорректировано количество графиков автобусов на 25 маршрутах. Также количество маршрутов увеличат с 50 до 76. На стадии разработки рекомендации на среднесрочный и долгосрочный периоды - после внедрения системы BRT и далее до 2030 года столичным управлением пассажирского транспорта и автомобильных дорог определено необходимое количество автобусов для этих маршрутов. К концу текущего года Астане потребуется 1070 единиц.
Также определили 19 перекрестков, на которых наблюдаются транспортные очереди на подходах к светофорным объектам. В связи с чем на сегодняшний день разработали проекты реконструкции указанных перекрестков с учетом увеличения числа полос на подходах, а также строительства правосторонних съездов.
Планируют, что к проведению ЭКСПО-2017 в столице создадут комфортную транспортную инфраструктуру.
Астана |