|
Ольга Шишанова
Казахстанские и российские аграрии в рамках ЕАЭС собираются усилить совместные меры борьбы с саранчовыми, особенно на приграничных территориях
Казахстан и Россию объединяют 20 приграничных районов, пять из которых на границе Оренбургской и Актюбинской областей, что растянулась почти на 800 километров, - самые непредсказуемые по саранче. Однако последние несколько лет казахстанским аграриям на всей ее протяженности приходилось самим справляться с нашествием саранчовых, которые залетали с российской стороны.
И в этом вопросе, как рассказал “НП” председатель Комитета государственной инспекции в АПК МСХ РК
Сакташ Хасенов, казахстанские аграрии намного опережают российских фермеров как в плане оперативности, так и в техническом оснащении. Признают это и сами россияне.
Дело в том, что в Казахстане все мероприятия по борьбе с саранчовыми, начиная от прогнозов, закупа препаратов, транспортировки, хранения и применения, проводятся за счет республиканского бюджета для всех хозяйствующих объектов, независимо от формы собственности. Причем бюджет этот с каждым годом увеличивается, впрочем, как и площадь обработки. Если в 2012 году химобработку против стадных видов саранчовых вредителей провели на площади в 2,2 миллиона гектаров, то, по данным прогноза 2013 года, распространение саранчовых вредителей ожидалось уже на площади в 2,9 миллиона гектаров, для борьбы с которыми из республиканского бюджета выделили почти два миллиарда тенге.
В этом году прогнозируемая территория распространения стадных видов саранчовых - 4,2 миллиона гектаров, на борьбу с которыми казахстанским аграриям выделили 2,9 миллиарда тенге, из которых на закупку пестицидов предназначено 520 миллионов, на обработку - 2,4 миллиарда тенге. “Итальянского пруса мы планируем уничтожить на 3,6 миллиона гектарах, на сегодня уже обработано 1,7 миллиона гектаров, из них максимально - в Костанайской области, потому что там был большой залет со стороны России.
В планах - Западный Казахстан на площади в 548 тысяч гектаров и Актюбинск - 771 тысяча гектаров, где тоже были залеты саранчи”, - поделился Сакташ Хасенов. По его словам, препараты закуплены Минсельхозом давно, даже с запасом на следующий год, более того, работа ведется по заявкам от каждой области, с которой заключен договор. В этом году на борьбу с саранчой уже вылетели 18 самолетов и 43 дельтаплана, кроме того, Минсельхозом закуплено 460 GPS-навигаторов и GPS-трекеры. Столь серьезную подготовку проводят, по словам председателя комитета, уже давно - с 1999 года, когда саранчовые, по некоторым данным, повредили 220 тысяч гектаров посевов.
“Но мы ничего нового не придумали, просто максимально приблизились к той системе, которая была в советское время - методике, организациям, тем принципам и подходам, которые тогда были. Мы их просто восстановили”, - подчеркнул Хасенов.
Что же касается Российской Федерации, то там система защиты растений от вредителей совсем другая. В России за счет федерального бюджета обрабатывают только федеральные земли, к которым относятся лишь заповедники и военные полигоны. То есть борьба с той же саранчой - это головная боль только российского фермера, который должен сам, за свой счет, проводить все необходимые работы на пашнях, сенокосах, пастбищах и особенно - на бросовых землях, которые зачастую и являются основными местами скопления и развития саранчовых. Делают это, как правило, в последний момент, когда саранча успевает встать на крыло. Отсюда - большой залет саранчовых с приграничных территорий на земли казахстанских областей, что, собственно, и наблюдалось в прошлом и позапрошлом годах.
Сегодня казахстанские и российские аграрии стремятся к сотрудничеству, соприкосновению, начало которому было положено в ходе создания Таможенного союза. В прошлом году, когда по инициативе казахстанской стороны состоялась встреча в Оренбурге (кстати, именно этот регион РФ пострадал в 2013 году от саранчи больше других), разговор продолжили. Тогда Минсельхоз Казахстана предложил российскому аграрному ведомству обмен информацией и совместные исследования, ведь подход у обеих стран, когда-то входивших в СССР, к этой проблеме остался фактически одинаковым.
Сегодня, судя по всему, эти инициативы могут быть реализованы в новых рамках ЕАЭС.
Астана |